Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

Лицензионные требования к УК и где посмотреть реестр управляющих компаний

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

Лицензирование – один из самых серьёзных и ответственных этапов в жизни управляющих компаний.

Данная процедура была утверждена Правительством РФ с целью улучшения качества обслуживания МКД и поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии.

Рассмотрим подробнее лицензионные требования, предъявляемые к управляющим компаниям в 2019 году, ситуации, грозящие исключением из реестра лицензий управляющих компаний в сфере ЖКХ, а также основания для лишения лицензии.

Если ваша организация занимается или планирует заниматься управлением и обслуживанием МКД, для осуществления этой деятельности ей необходимо наличие лицензии. Получить данный документ могут лишь те управляющие компании, которые соответствуют определённым требованиям:

  1. УК должна иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированных только на территории РФ;
  2. УК не должна находиться на грани ликвидации или банкротства;
  3. Организованное рабочее место, офисное помещение для приёма граждан, работы бухгалтерии и других специалистов ЖКХ;
  4. Специалисты, способные квалифицированно оказать услуги по уборке  ремонту в МКД: дворник, слесарь, сантехник и т.д.;
  5. Отсутствие предписаний ГЖИ, не исполненных в течение предыдущего года работы УК;
  6. Отсутствие любых нарушений, делающих лицензирование невозможным;
  7. У организации не должно быть обстоятельств, препятствующих раскрытию информации о деятельности.
  8. Уникальность названия управляющей компании;
  9. С 1 января 2018 года стало обязательным размещение сведений об управляющей организации на портале ГИС ЖКХ;
  10. Управляющая компания выполняет обязательства в соответствии с договором управления МКД;
  11. Коммунальные услуги предоставляются в срок и надлежащего качества;
  12. Нет ранее аннулированных лицензий в сфере управления МКД.

Требования, предъявляемые к руководителю управляющей организации:

  1. аттестат, подтверждающий квалификацию;
  2. руководитель не был ранее судим по экономическим преступлениям;
  3. Не имеет прочих судимостей, а если они были, то на момент получения лицензии должны быть сняты;
  4. Работа начальника УК должна быть основным местом его трудовой деятельности.

Соответствие всем перечисленным требованиям ещё не означает, что ваша организация точно получит лицензию. Следующим этапом на пути к получению документа на право деятельности является подготовка необходимого пакета документов.

Документы, необходимые для получения лицензии

Чтобы получить лицензию, дающую право заниматься деятельностью по управлению МКД, управляющей компании нужно подготовить заявление в Государственную жилищную инспекцию (региональный лицензирующий орган). К заявлению прикладывается объёмный пакет документов. Данная информация предоставляется в срок, не превышающий 30 дней.

Рассмотрим подробнее перечень прилагаемой документации:

  •  документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица или ИП;
  •  ИНН;
  •  устав управляющей компании;
  •  оригинал выписки из ЕГРЮЛ, либо заверенная копия;
  •  решение учредителей организовать управляющую компанию;
  •  приказ, согласно которому было назначено должностное лицо;
  •  документ, свидетельствующий о том, что в собственности УК находится нежилое помещение;
  •  копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников управляющей компании (дипломы, трудовые книжки);
  •  документация на электрооборудование, инструменты, технику, подтверждающая нахождение техники в собственности компании;
  •  аттестат руководителя, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен управляющей компании

Обязательным требованием успешного лицензирования является наличие у руководителя управляющей компании квалификационного аттестата.

Этот документ выдаётся по результатам успешной сдачи квалификационного экзамена, основанием для допуска к которому является подача заявления от имени аттестуемого в специально сформированную комиссию.

Заявление можно подать как лично, так и в электронной форме.

Порядок проведения аттестации установлен приказом Минстроя РФ от 5 декабря 2014 года №789/пр. Экзамен проходит в формате онлайн- тестирования, включающего в себя 200 вопросов.

К ответу предлагаются лишь 100 из них, выбранных в случайном порядке. Чтобы пройти аттестацию, необходимо ответить правильно минимум на 86 вопросов. Тестирование длится 120 минут.

Результаты экзамена объявляются аттестационной комиссией в течение 5 рабочих дней с момента его завершения.

Перед этим ответственным мероприятием рекомендуем основательно подготовиться, изучить законодательство в сфере ЖКХ и управления МКД, собрать и изучить информацию о составе лицензионной комиссии, о нормативных документах.

При успешном завершении испытания лицензиату  выдаётся квалификационный аттестат на пятилетний срок. 

Срок получения лицензии

Согласно законодательству, начавшие деятельность до 1 мая 2015 года управляющие компании, должны были получить в обязательном порядке лицензию на право деятельности. Все компании, впервые начавшие управлять МКД, обязаны также обязаны получить этот документ.

Заявление на получение лицензии и прилагаемая к нему документация  рассматриваются ГЖИ в течение 30 дней. За этот период ГЖИ может рассмотреть документацию либо сделать возврат. Лицензия выдаётся УК на бессрочный период и единственный раз, за весь период деятельности организации.

  • Штрафы за грубое нарушение лицензионных требований увеличили

За что могут отобрать лицензию

Отзывается лицензия только по решению суда. Суд принимает такое решение, если из реестра лицензий были исключены сведения о МКД, которыми управляла организация. В каких случаях происходит исключение одного, нескольких или всех МКД, которыми управляла организация:

  •  в течение последнего календарного года было не исполнено два и более предписания ГЖИ, что привело к административному наказанию;
  •  руководитель УК в течение календарного года со дня правонарушения и привлечения к административной ответственности вновь грубо нарушил лицензионные требования;
  •  вступило в силу решение о банкротстве управляющей организации;
  •  руководитель в течение года трижды воспрепятствовал органам ГЖН осуществить проверку, за что было назначено административное наказание.

Порядок лишения лицензии

В перечисленных выше случаях государственная жилищная инспекция обязана предпринять меры по аннулированию лицензии управляющей компании. Рассмотрим подробнее, из каких этапов состоит процедура лишения лицензии:

  1. ГЖИ обращается в суд с неисполненным предписанием для назначения наказания за административное правонарушение;
  2. ГЖИ исключает из реестра лицензий субъекта РФ сведения о МКД, находящихся под управлением данной организации;
  3. Лицензионная комиссия принимает решение об аннулировании лицензии и подаёт соответствующее заявление в суд;
  4. Суд выносит решение об аннулировании лицензии.
  5. Своё действие лицензия прекращает со дня вступления в силу решения суда.

Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены ГЖИ в течение календарного года. Чтобы избежать неприятного момента в виде лишения лицензии, необходимо вовремя реагировать на предписания ГЖИ и исполнять их. 

Как восстановить лицензию

Если в жизни вашей УК произошёл инцидент в виде лишения лицензии, не стоит отчаиваться.  Согласно законодательству, восстановить аннулированную лицензию нельзя, но возможность получить её заново появится по истечении трёх лет с момента аннулирования, поскольку на протяжении этого периода данные об аннулированных лицензиях хранятся в Минстрое РФ.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102654--poluchenie-litsenzii-na-upravlenie-mkd

Лицензионный контроль управляющих компаний в отношении минимальных требований

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие среди единоличных

Лицензионные требования к управляющим организациям по управлению многоквартирными домами

Лицензиаты, не соответствующие этому требованию на 11.01.2019 в течение шести месяцев (по 11 июля 2019 года) обязаны внести изменения в свои учредительные документы и, соответственно, переоформить лицензию (ч.

Кто контролирует работу управляющих компаний в ЖКХ, как проверить УК, провести аудит

20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст.

Введение лицензирования не только обеспечивает отбор лучших компаний из имеющихся на рынке, но и побуждает организации, управляющие объектами жилого фонда, избегать погрешностей в работе, чтобы сохранить лицензию.

Необходимость соблюдения лицензионных требований существенно сократит число компаний, имеющих право работать в сфере ЖКХ, и позволит очистить рынок от фирм-однодневок и недобросовестных управляющих. Таким образом, лицензирование — это эффективный механизм контроля качества обслуживания МКД, который даёт государственным органам рычаги управления ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Федеральный закон о лицензировании управляющих компаний №255 от 21.07.2014 содержит список условий, которые должны учитывать фирмы, стремящиеся получить разрешение на осуществление деятельности в сфере обслуживания объектов ЖКХ.

Лицензионный контроль управляющих компаний в отношении минимальных требований обучения

МКД, установленных Правительством РФ.);

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(-выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД,

— оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД,

— предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД,

— осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом.);

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(описаны выше).

А вот уже эти требования в совокупности говорят о том, что управление многоквартирным жилым домом также должно соответствовать следующим нормам:

Федеральному закону №384 от 30.12.2009 г.

Лицензионный контроль управляющих компаний в отношении минимальных требований и эксплуатации

Проектом также в числе прочего: дополняется перечень сведений, указываемых в заявлении для предоставления лицензии; уточняются стандарты, выполнением которых обеспечивается управление многоквартирным домом (в части, касающейся технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования и ведения реестра собственников помещений в многоквартирном доме); устанавливается, что предметом проверок в рамках государственного жилищного надзора является выполнение обязательных требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ, а также требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ.

Лицензионный контроль управляющих компаний в отношении минимальных требований и оформлению

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2013 г.

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г.

Содержащиеся в нем нормы внесли определенные коррективы и дополнения в положения действующего ЖК России.

Законодательный акт призван ужесточить требования к фирмам, которые занимаются управлением и эксплуатацией МКД.

Положения ФЗ № 255 внесли поправки не только в Жилищный кодекс, но и в часть иных нормативно-правовых актов.

На УК с 1.01.15 г. может быть наложен административный штраф за любые нарушения норм осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: https://designsurgut.ru/litsenzionnyj-kontrol-upravlyayushhih-kompanij-v-otnoshenii-minimalnyh-trebovanij-k-soderzhaniyu

Назначение реестра лицензий управляющих компаний в сфере ЖКХ

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

Функционирование множества организаций на территории нашей страны допускается лишь после прохождения процесса лицензирования. Лицензия — это документ, подтверждающий право организации деятельности, указанной в ней.

С 2015 года законодательство РФ, в частности, поправки в Жилищный кодекс, обязали все управляющие компании в отрасли жилищно-коммунального хозяйства иметь лицензии на проведение этой работы. Данные о выданных разрешениях будут внесены в реестр лицензий управляющих компаний в сфере ЖКХ субъекта и в сводный реестр РФ.

Документы установленного образца выдаются Инспекцией Государственного Жилищного Надзора на основе мнения авторитетной комиссии. Именно Инспекция Госжилнадзора проводит постоянный лицензионный контроль.

Данный вид регулирования действующих управляющих компаний в сфере ЖКХ представляет собой комплекс мер, нацеленных на выявление и отсеивание с рынка нерадивых управляющих и стимулирование других организаций на повышение качества работы.

Регулирование паевого инвестиционного фонда и использование его капитала возможно только при наличии лицензии.

Важно! Разрешение на работу управляющей компании ЖКХ не имеет ограничений по сроку действия, но осуществлять работу на ее основе можно только на территории (субъекте Федерации), в пределах которой она была зарегистрирована.

Конечно, многие специалисты по-разному относятся к рациональности лицензирования управляющих компаний и оставляют по этому поводу множество комментариев.

Кто-то считает, что лицензирование — это барьер для существования экономической свободы и платформа для усиления разрушающего бюрократизма.

Другие, напротив, уверены, что лицензирование — это неотъемлемая часть современного государственного регулирования экономических отношений.

Какие предъявляются лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ

Статья 193 Жилищного кодекса поясняет следующие требования:

  1. Оформление организации как юридическое лицо или ИП.
  2. Аттестация сотрудников и руководства компании в ходе прохождения квалификационных проверок.
  3. Неимение судимости у членов управляющей компании.
  4. На должность директора не могут претендовать лица, которые в прошлом отстранялись от этой должности, или если вследствие их управления компанию смогли лишить лицензии.
  5. В Сводном федеральном реестре обязательно должны отсутствовать данные об окончании действия ранее выданного разрешения.
  6. Управляющая компания должна соблюдать правила предоставления информации:
  • на сайте управляющей компании;
  • на портале Реформа ЖКХ;
  • на стойках информации.

Также каждый гражданин может узнать всю интересующую информацию лично у специалистов организации.

Как получить разрешение на деятельность управляющей компании ЖКХ

Лицензирование компаний осуществляется на основе проведения объединенных работ Территориального отдела Госжилнадзора и Региональной лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами.

В первую очередь необходимо подать в Территориальный отдел Госжилнадзора заявление на выдачу разрешения и полный пакет обязательной документации.

Список бумаг точно определен в Жилищном кодексе и только при наличии всех заявление будет принято:

  • ИНН;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • решение основателей о создании организация;
  • копии трудовых книжек сотрудников и документов об образовании;
  • документы, подтверждающие наличие помещения, взятого в аренду или находящегося в собственности;
  • приказ о назначении руководителя;
  • устав управляющей компании.

Важно! Все копии, отправляемые в Госжилнадзор, необходимо заверить у нотариуса.

Затем после исследования и одобрения первой инстанцией решение передается лицензионной комиссии. В ее число могут входить как чиновники, так и представители общественности — это снижает уровень субъективности и коррупции при принятии окончательного решения.

При этом в комиссии должно быть от 20 участников. Для рассмотрения и принятия решения дается 30 дней. Также комиссия может указать компании на несоответствие некоторым требованиям или неверное оформление представленных документов.

На устранение всех недостатков предоставляется еще 30 дней.

В случае выполнения всех требований Госжилнадзор оформляет лицензию и передает ее управляющей компании.

Как проверить наличие лицензии ЖКХ у управляющей компании

Наличие действующей лицензии можно проверить на:

  • портале ГИС ЖКХ;
  • портале Госуслуг.

Реестр лицензий компаний в сфере ЖКХ

Реестр управляющих компаний опубликован на сайте Инспекции Государственного Жилищного Надзора. В разделе Лицензирование перейти на вкладку Реестры, здесь указана вся необходимая информация. Данные структурированы и представлены понятно и доступно,каждый человек сможет найти актуальные сведения для каждого субъекта РФ.

В каких случаях возможен отзыв лицензии

Решение об отзыве лицензии у управляющей компании (УК) выносится только в судебном порядке. Суд непосредственно выносит решение, а Госжилнадзор аннулирует лицензии. Инициатором судебного процесса может стать иск Госжилнадзора, опирающийся на нарушения, обнаруженные вследствие проверок.

Основные причины отзыва лицензии:

  • предоставление неверной информации;
  • несоответствие требованиям необходимым для лицензирования;
  • частое неисполнение указаний Госжилнадзора;
  • неисполнение положений договора с многоквартирными домами.

Временное прекращение лицензии фирмы может быть применено, если:

  • сотрудники управляющей компании имеют недостаточную квалификацию для выполнения работ;
  • выявлено отсутствие помещения, отвечающего всем предписаниям и требованиям;
  • предоставленная информация является ложной или не соответствует действительности.

Важно! Если фирма не выполнила более двух требований Госжилнадзора, то это является безусловным основанием для аннулирования лицензии.

Основания для отзыва лицензии

Отзыв лицензии начинается так же, как и ее выдача, а именно с предоставления необходимых документов.

Сначала Госжилнадзор проверяет наличие нарушений и фиксирует их. Затем информация передается в лицензионную комиссию, которая выступает с намерением обращаться в суд или нет.

Далее на основании объективных выводов лицензионной комиссии Госжилнадзор составляет официальное обращение в суд. Он может предоставить управляющей компании срок для исправления всех недочетов.

Невыполнение требований влечет за собой отзыв лицензии и отход от всех работ.

Ответственность управляющих компаний

  1. Несоблюдение правил, прописанных в Жилищной Кодексе, по управлению многоквартирными домами: окончание действия лицензии до 3 лет или штраф 250 тысяч рублей.
  2. Работа при отсутствии лицензии: окончание действия лицензии до 3 лет или штраф 300 тысяч рублей.
  3. Несоблюдение предписаний Госжилнадзора: штраф стоимостью 30 тысяч рублей.

Важно! Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 250 тысяч рублей по каждому пункту. В некоторых случаях может наступать и уголовная ответственность.

Кто может являться руководителем управляющей компании

Законодательство декларирует наличие у руководителей организаций по управлению многоквартирными домами наличие аттестата о квалификации.

К таким лицам относятся директор, генеральный директор, заместители, представители, начальники отделов.

Каждый аттестуемый должен соответствовать таким требованиям, как отсутствие непогашенной судимости и наличие в реестре, составленном Федеральной налоговой службой, должников.

Именно названные выше требования будут первоочередными, а также опыт на бирже труда. Комиссия не рассматривает подробно образование, квалификацию, специальность кандидата.

В чем заключается экзамен на квалификацию

Для проведения экзамена создается лицензионная комиссия в каждом субъекте своя. Каждый участник должен подать заявление на сдачу экзамена. Далее заявление проходит процедуру регистрации. Информация по каждому участнику проверяется Госжилнадзором в период до трех дней с момента подачи заявления.

Окончательное решение о возможности допуска к экзамену принимается в срок до десяти дней и затем направляется уведомление об итогах заявителю. Данная бумага содержит сведения о месте проведения экзамена, времени и списке требуемых документов.

Если участник опаздывает или приносит не все требующиеся документы, он не допускается к сдаче.

Сам экзамен проходит в вид тестирования, за каждым человеком закрепляется индивидуальный номер и пароль, вопросы представлены в количестве 200 штук и выборочно около 100 дается для ответа участнику.

Время испытания составляет около 120 минут, вопросы нельзя пропускать или переходить на следующие, все это отрицательно скажется на результатах теста. Результаты становятся известны уже через 5 дней. Успешно прошедшие испытания участники получают аттестаты.

Данный документ действителен только 5 лет, и по прошествии этого периода тестирование необходимо проходить заново.

Разъяснение сложных вопросов

  • Существуют ли основания для признания договора, подписанного до принятия поправок закона 2015 года, недействительным, если к моменту его заключения компания не обладала действующей лицензии?

Договор не признается недействительным, если компания не имела действующей лицензии на срок заключения договора с многоквартирными домами. Этот договор может быть признан недействительным, когда в момент его заключения нарушены предписания, предъявляемые к совершению сделки.

  • Какие нормативно-правовые акты регулируют процесс лицензирование управляющих организаций?
  1. Жилищный Кодекс РФ.
  2. Градостроительный Кодекс РФ.
  3. ФЗ 491 и ФЗ 354.
  4. Постановления Правительства.

Можно ли вернуть неизрасходованные деньги в случае смены управляющей компании либо лишения ее лицензии?

В ситуации смены управляющей фирмы все собранные деньги перечисляются новой фирме или товариществу собственников жилья (ТСЖ). Если средства скрыты или их получение постоянно откладывается, то следует обращаться с иском в суд.

Что произойдет с управлением жилфонда, если деятельность ведет фирма, лишенная лицензии?

В этом ситуации организация продолжит работу, пока не будет найдена новая.

Как принятые поправки в законопроекте о лицензировании фирмы управляющей многоквартирными домами повлияют на жильцов?

Лицензирование поможет жильцам быть уверенными в том, кому и за качественное ли обслуживание и оказание услуги, за какую цену за индустриальные работы они выплачивают коммунальные платежи (например, качество работы контроллера для системы водоснабжения). Лицензирование довольно сложная процедура, чтобы ее пройти, организации необходимо исправить все несоответствия требованиям и наладить работу в рамках установленных норм закона.

Источник: https://zazemlyu.ru/upravlyayushchie-organizacii/reestr-litsenzij.html

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.  

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.  

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.  

Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.  

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль.

Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта. 

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление.

 Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит: 

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено. 

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/poryadok-organizacii-i-osushhestvleniya-licenzionnogo-kontrolya.html

«Изначально лицензирование управляющих компаний было реализовано с огрехами, теперь мы пожинаем плоды» — Игорь Шпектор

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

Участники общественных слушаний «Лицензионные требования и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами», которые состоялись в Общественной пеалате РФ, обсудили эффективность установленных лицензионных требований в целях обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах (МКД).

Эксперты рассмотрели границы ответственности управляющих организаций при исполнении ими лицензионных требований, а также результативность проведения лицензионного контроля в качестве главного показателя эффективности управления МКД.

В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.

Модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что был изначально против введения лицензирования управляющих компаний (УК).

И на сегодняшний день, по его мнению, внедрение этой практики не принесло позитивных результатов.

«Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения», — сказал общественник.

Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко считает, что лицензирование не дает возможности развиваться управляющим организациям и создавать здоровую конкуренцию на этом рынке.

«Лицензированием не удалось достичь того, что хотели. Это мощное административно-карательное действие, которое не дает профессионального развития УК. Считаем, что СРО (саморегулируемые организации) необходимо интегрировать с лицензированием, чтобы лицензию получали только члены СРО», — предложил Александр Тарасенко.

С критикой лицензионного контроля в сфере ЖКХ согласился генеральный директор консалтинговой компании «Инноватика» Дмитрий Стригуненко.

«Лицензирование должно было урегулировать отношения между потребителями и УК и их взаимодействие вывести в сферу не административного воздействия, а гражданско-правового поля, но получился сильный перекос в сторону потребителя. Сейчас есть наказания в виде штрафа и отзыва лицензии — и то и другое приводит к уходу компании с рынка», — сказал он.

Эту же проблему упомянул директор ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин: «После штрафа в 250–300 тысяч рублей компания неизбежно ликвидируется. Это экономически невыгодно. УК должны ресурсоснабжающим организациям, потребители не платят за коммунальные услуги, и УК банкротятся за долги и штрафы».

Сапрыкин предложил переходить на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями, но при этом усовершенствовать правовое регулирование, внеся изменения в законодательство. А также смягчить штрафную политику для УК.

Директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что сегодня проходит большое количество внеплановых проверок УК по различным направлениям их деятельности и выписывается много штрафов.

«Считаю, должны существовать жесткие процедуры внеплановых проверок. Не следует проводить полные проверки по всем направлениям, а только по тем аспектам деятельности УК, на которые поступили жалобы, и выявлять именно то нарушение, о котором сообщили граждане. Необходимо предоставлять компании возможность реабилитироваться до следующей проверки. Там, где низкий процент штрафа, там меньше нарушений. Позитивный опыт у Москвы», — отметила Татьяна Вепрецкая.

Начальник отдела антимонопольного контроля управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Сурен Оганесян пообещал, что все предложения, высказанные в рамках круглого стола, будут учтены ведомством и при обосновании приняты меры реагирования.

«Мы уделяем особое внимание сигналам со стороны общественных организаций. Полномочия у нас ограничены, и мы реагируем тогда, когда есть нарушения именно антимонопольного законодательства», — сказал Сурен Оганесян.

С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева: «Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает».

Общественница предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений правительства. «Методика платы за содержание жилья требует пересчета, и, пока это не произойдет, ситуация кардинально не изменится в лучшую сторону», — заявила член ОП РФ.

Председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Лариса Борисенко отметила, что население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены: «Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось».

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Ольга Олейникова представила позицию отраслевого министерства.

«В Минстрой поступает много жалоб и многие недовольны своими УК. Мы согласны, что собственники сегодня неактивны, поэтому без лицензионного контроля никак не получится. Мы наблюдаем, что после вынесения предписаний государственной жилищной инспекцией многие УК исправляют то, на что поступила жалоба, и не доводят ситуацию до штрафа. Считаем, что лицензионный контроль — эффективный инструмент воздействия на УК, они стали бояться совершать нарушения, которые раньше никак не регулировались», — считает Ольга Олейникова.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов обратил внимание на то, что общественный контроль в сфере ЖКХ в регионах работает недостаточно активно.

«Считаю, что общественные палаты субъектов и общественные советы при органах местного самоуправления должны держать в фокусе внимания обращения и жалобы граждан по вопросам ЖКХ», — сказал член ОП РФ. Артем Кирьянов предложил ужесточить лицензионный контроль для УК, чтобы работал механизм: «Получить лицензию сложно, потерять — легко». По его мнению, на рынке ЖКХ много недобросовестных организаций, и благодаря лицензированию удастся отфильтровать лучшие компании. «Если с рынка уйдет половина компаний, он ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет улучшения», — заявил общественник. Игорь Шпектор считает, что общественный контроль должны совершать специалисты, которые разбираются в сфере ЖКХ, а не все желающие проводить проверки.

«Я встречаю жильцов дома или представителей общественного контроля, которые ничего не смыслят в строительстве и ЖКХ, но ругают власти и управляющие организации. Считаю, что общественный контроль нужен, но его должны совершать профессионалы отрасли», — заключил он.

Источник: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47370

Правовое решение
Добавить комментарий