Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

Перерасчет платы за коммунальные услуги — Audit-it.ru

Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

С. Н. Козырева

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 9/2017

С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились.

Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика.

Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.

Новые положения стимулируют к установке ИПУ

Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.

Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п.

 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).

При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30-дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).

Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется.

Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).

Действие нового порядка во времени

До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ.

После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?

Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.

2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг.

Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.

Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.

Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.

О пресекательном 30-дневном сроке

Согласно п.

 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Обратим внимание, что 30-дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.

2017 № 587-О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.

При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.

Примеры судебных решений, в которых пропуск 30-дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.

2017 по делу № 33-6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33-51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33-46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33-14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33-6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.

05.2015 по делу № 33-4699/2015.

Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33-2261/2014).

Об исчислении срока в переходный период

Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30-дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено.

Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года.

В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.

Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30-дневный срок для подачи заявления?

Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.

Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.

Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.

Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно.

Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.

Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.

* * *

Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обу­словлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a831688/923367.html

Как сделать перерасчет услуг ЖКХ

Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

Управляющие организации выполняют перерасчеты оплаты за ЖКУ по собственной инициативе, по требованию жильцов обслуживаемого дома или предписанию контролирующих органов. Это непростая процедура, в которой много тонкостей и неочевидных моментов. В статье мы соберем всю необходимую информацию, которая поможет УК без ошибок провести перерасчеты, а также правильно оформить их.

Управляющим компаниям нужно помнить, что обратиться за перерасчетом оплаты за полученные коммунальные услуги может любой гражданин. Правда, необходимость в такой процедуре должна быть обоснована. Условия, при которых УК обязана выполнять перерасчет, прописаны в правительственном постановлении №354, принятом в мае 2011 года. Подробнее об этом можно прочитать в специализированной статье.

В этом же постановлении прописаны требования к объемам и качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Процедурные вопросы, связанные с перерасчетом услуг ЖКХ, находятся в ведении управляющей компании, ТСЖ или ЖСК, в зависимости от формы управления, выбранной жильцами дома.

Когда возможен перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ за отопление и другие услуги

Перерасчет за услуги ЖКХ возможен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения стоимости услуг.

Смотрите фрагмент бесплатного вебинара для наших подписчиков на тему “Распространенные ошибки в общении с жителями: практика, советы и примеры”

Согласно положению, регулирующему порядок перерасчета квартплаты и платы за услуги ЖКХ, такой перерасчет возможен в следующих случаях:

  • если в квартире определенное время никто не проживает или проживает меньшее количество человек по сравнению с тем, за которое рассчитывается квартплата. Важно, чтобы длительное отсутствие жильцов было подтверждено документально;
  • если семья получила субсидию (в случаях, когда доход на одного члена семьи не превышает уровень прожиточного минимума), плата за коммунальные услуги может быть снижена. Малообеспеченные граждане иногда платят за ЖКХ всего 6,33 % от своего дохода;
  • если услуги предоставлялись не в полном объеме, или они были ненадлежащего качества. К примеру, вы можете получить перерасчет за ржавую воду из крана или не вывезенный вовремя мусор.

Перерасчет за услуги ЖКХ предоставляется только по следующим статьям: вывоз мусора, водоснабжение и канализование, газоснабжение, нагрев воды. Отопление и услуги ЖЭКа или ТСЖ всегда оплачиваются в установленном объеме.

Обслуживающая многоквартирный дом УК не может отказаться провести перерасчет, если у заявителя имеются необходимые для него основания. От потребителя в таком случае надо требовать подачи письменного заявления.

Заявку на перерасчет он должен подать до того, как временно покинет жилище, либо не позже тридцати дней после своего возвращения.

Несоблюдение этого условия управляющая организация может использовать в качестве правомерной причины для отказа в пересчете оплаты.

Полезные материалы по теме:

  • Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги по результатам проверки ИПУ
  • При каких условиях должен производиться перерасчет за коммунальные услуги в период временного отсутствия потребителя?
  • Перерасчет платы за ненадлежащее качество коммунальной услуги ГВС

После принятия заявления у УК есть пять рабочих дней на то, чтобы произвести перерасчет. Срок временного отсутствия жильцов при написании обращения не должен составлять более полугода. Если управляющая организации на протяжении шести месяцев производит перерасчеты, а квартира продолжает пустовать, то от собственников нужно потребовать повторную подачу заявления.

Любые основания, по которым может быть предоставлен перерасчет услуг ЖХК, должны быть документально подкреплены. В противном случае вам не удастся сдвинуть дело с мертвой точки.

Проверьте себя

Для управляющей организации любой перерасчет является ответственным моментом, затрагивающим один из главных аспектов ее работы – расчеты с потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов. Именно поэтому она должна внимательно изучать предъявляемые документы.

Как уже было сказано, помимо заявления от жильца необходимо получить бумаги, подтверждающие указанный срок его отсутствия.

Если такие документы не предоставляются или они не подтверждают прописанную в заявлении продолжительность отсутствия, то у УК появляется право начисления платы за ЖКУ в полном объеме.

Для возврата долгов физических лиц Вы можете воспользоваться советами экспертов из статьи «Проверенный способ погасить долг за жку, если у собственника нет денег»,

прочитать другие статьи по теме:

  • Как взыскать задолженность за жилищно-коммунальные услуги
  • Работа с должниками ЖКХ. Методы и современный инструментарий

В таких ситуациях между управляющими компаниями и жильцами нередко возникают конфликтные ситуации.

Если собственник квартиры настаивает на необходимости перерасчета и несвоевременно или не в полном объеме оплачивает коммунальные услуги, то в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ его можно оштрафовать.

Естественно, УК перед этим нужно подготовить четкое обоснование своей позиции. Неподачи необходимых для перерасчета бумаг здесь будет вполне достаточно.

Ситуаций, дающих право на пересчет оплаты ЖКХ, существует достаточно много. Этим объясняется разнообразие подтверждающих документов, которые может принести в УК заявитель.

При проверке данных бумаг специалистам управляющей компании нужно знать, что на них обязательно ставится подпись уполномоченного лица выдавшей организации. Кроме этого, должна быть печать, дата выдачи и регистрационный номер. Исключение касается только проездных билетов.

Если заявитель приносит копию билета, то она обязательно должна быть заверенной. Проездной документ может быть электронным. В таком случае от жильца нужно требовать предоставления распечатки.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

  • Бухгалтерский учет и налогообложение в управлении МКД (72 часа)

Некоторые потребители прикрепляют к заявлению документы, составленные на иностранном языке. Законодательство не обязывает УК заниматься переводами таких бумаг и нести из-за этого дополнительные расходы. В данном случае нужно требовать от жильца предоставлять бумаги в переведенном на русский язык виде.

Заверенными должны быть копии не только билетов, но и любых других документов, которыми подтверждается продолжительность отсутствия жильцов. Потребитель может принести в управляющую организацию одновременно и оригинал, и ксерокопию. В таком случае работник УК сверяет бумаги и при отсутствии расхождений ставит на копии отметку о подлинности. Оригинал возвращается заявителю.

У управляющей компании при обработке документов, прикладываемых к заявлению на перерасчет оплаты за ЖКХ, есть право на следующие действия:

  •  копировать для себя любые бумаги, полученные от потребителя;
  •  осуществлять проверку их подлинности;
  •  проверять, насколько полно в документации раскрыта необходимая информация.

Если жилец подает заявление на перерасчет до своего отъезда, то скорректированный счет за жилищно-коммунальные услуги формируется в процессе его отсутствия. При подаче бумаг после возвращения это делается в очередном платежном документе.

Для каждого вида услуг ЖКХ предусматриваются собственные нормы качества.

  • Водоснабжение считается качественным, если горячая вода имеет температуру не меньше 60-70 0С днем и 30 0С ночью (с полуночи до пяти утра), если потребитель не имеет претензий к жесткости, цвету, содержанию реактивов, которые применяются на фильтровальной станции при очистке. Также нормативам должно соответствовать давление в системе.
  • Электроснабжение считается качественным, если поставщик, обеспечивающий квартиры электричеством, соблюдает установленные нормативы силы тока и напряжения. Перечень допустимых отклонений закреплен в соответствующем ГОСТе.
  • Газоснабжение считается качественным, если поставляемый газ соответствует установленным физико-химическим показателям: давление в диапазоне 0,0012-0,003 МПа с отклонением от нормы не больше 0,0005 МПа.
  • Отопление считается качественным, если температура в помещении достигает установленных значений.
  • Корректировка размера платы за отопление при централизованной системе теплоснабжения

Речь идет именно о температуре воздуха, а не о температуре батарей и воды в них. В жилых комнатах воздух должен нагреваться до +18-20 0С, в санузле – до +25 0С, в кухне – до +18 0С.

В угловых комнатах, две стены которых выходят на улицу, температура не должна быть ниже +20 0С.

Даже самое незначительное отклонение от нормативных показателей позволяет требовать перерасчета услуг ЖКХ.

Перерыв в поставке коммунальных услуг также является основанием для снижения размеров оплаты. Перерывом считается:

  • отсутствие газа в системе дольше четырех часов в течение 30 дней;
  • отсутствие электроэнергии в течение более чем двух часов (если поставщик имеет один источник питания) или дольше суток (если таких источников два);
  • отсутствие отопления при температуре в помещении ниже +8 0С (теплоснабжение можно отключать на 16 часов, если температура за окном +12 0С, на 8 часов – при +10 0С и на 4 часа – при +8 0С);
  • остановка холодного водоснабжения более чем на восемь часов в месяц или на четыре часа однократно;
  • остановка горячего водоснабжения на тот же срок.

Любые показатели, превышающие нормативные, считаются прерыванием услуг и являются основанием для подачи заявления о перерасчете услуг ЖКХ.

В качестве примера приведем ситуацию, произошедшую в середине марта 2018 года с УК «Жилищник района Матушкино» (Зеленоград). Житель одного из домов обратился в Госжилинспекцию с жалобой на недостаточно горячую воду. Инспекторы при проверке установили, что вода имеет температуру +37,4ºС, что значительно ниже установленного норматива.

По статье 7.23 КоАП РФ управляющая организация была оштрафована на 10 000 рублей, а ее руководитель – на 1 000 рублей.

Кроме этого, ей предписано произвести перерасчет за предоставление ЖКУ ненадлежащего качества и устранить проблему.

Подмосковная ГЖИ провела контрольную проверку и установила, что УК выполнила требования по повышению температуры воды и пересчету оплаты для жильцов в меньшую сторону.

Штрафные санкции в описанном случае вполне обоснованы, так как управляющая компания должна сама отслеживать качество предоставляемых услуг и своевременно устранять недостатки. С жильцами следует поддерживать контакт, чтобы они, в первую очередь, шли со своими проблемами именно в УК. Наладить взаимодействие не так уж сложно, для этого нужно:

  •  регулярно проводить встречи с инициативными представителями жильцов;
  •  поддерживать институт старших по подъезду, с которыми устанавливается постоянная связь;
  •  реально реагировать на обращения и стараться своевременно решать проблемы.

В описанном случае, очевидно, что управляющая организация недостаточно хорошо выполняла свои обязанности. Во-первых, ей нужно было вовремя среагировать на сообщения жильцов о падении температуры горячей воды, которые наверняка поступали.

При лишении такого важного коммунального ресурса люди моментально начинают искать решения во всех возможных инстанциях. Во-вторых, перерасчет УК должна была произвести без напоминания ГЖИ.

Из-за отсутствия инициативы в проведении работы, которая является для управляющей компании обязательной, и были назначены штрафы.

Если жильцы уже вызвали проверяющих, то УК нужно оказывать им всестороннее содействие в проведении экспертизы, выполнении контрольной проверки и других мероприятиях.

В установленные сроки необходимо выполнить все предписания.

Это позволит избежать обвинения в злостном неисполнении обязанностей и игнорировании требований контролирующего органа, что влечет значительно более суровые санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/kak-sdelat-pereraschet-uslug-jkh-5ba1122d3f25cd00ab1fd81c

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и Жилищному кодексу России

Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст.

1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.Когда можно ограничивать коммунальные услуги

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.Временно проживающие и временно отсутствующие пользователи

Уо обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм пп рф № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9587/usloviya-pereraschyeta-pri-vremennom-otsutstvii-soglasno-354-i-zhk-rf

Основания для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по случаю временного отсутствия потребителей

Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Потребитель, желая произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, должен документально подтвердить факт своего отсутствия в жилом помещении.

Зачастую между потребителями и управляющими организациями возникают споры о достаточности и достоверности представленных потребителем сведений.

К примеру, подается заявление о производстве перерасчета за несколько лет, а в качестве подтверждающих документов представляются железнодорожные билеты либо справка об оплате коммунальных услуг по другому адресу.

В заявленный «период отсутствия» потребитель или иные лица, как правило, имеют реальную возможность пользования жилым помещением и коммунальными услугами, что ставит управляющую организацию в затруднительное положение по поводу принятия решения о перерасчете. Противоречивые подходы по данной проблеме наблюдаются также и в судебной практике.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.)1 (далее — ЖК РФ).

В ст. 154 ЖК РФ урегулированы вопросы о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентируется п. 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.)2 (далее — Правила).

Следует отметить, что действующие нормы Правил более детально регулируют рассматриваемые отношения по сравнению с утратившими силу п.

54-59 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изм. и доп.)3.

Вместе с тем ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, остаются нерешенными и вызывающими сложности.

Согласно п. 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги может быть произведен при наличии следующих обстоятельств:

– жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– потребитель отсутствует в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

Указанные обстоятельства сами по себе не образуют основание для производства перерасчета. В силу пп. «д» п.

33 Правил, потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пример из судебной практики.

В удовлетворении иска потребителя к жилищно-строительному кооперативу о частичном возврате платежей за оказанные коммунальные услуги, связанные с использованием холодной и горячей воды, водоотведением, было отказано. Суд указал, что истец с заявлением о перерасчете соответствующих платежей в порядке, предусмотренном п. 91 Правил, к управляющей организации не обращался.

Между тем, данная процедура закреплена как обязательная при возникновении у потребителя желания произвести перерасчет коммунальных платежей в связи с его временным отсутствием по месту их начисления.

В таком положении у жилищно-строительного кооператива не возникло обязанности по перерасчету платежей4.

Виды коммунальных услуг, оказываемых потребителю, перечислены в п. 4 Правил: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и пр. Согласно содержащейся в п.

86 Правил оговорке, перерасчет платы не производится за предоставление коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Также не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88).

На основании п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Так, основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 2 июля 2012 г. истец на личном транспорте уехал в У., находясь в отпуске. В отпускном удостоверении была сделана отметка о прибытии на место 5 июля 2012 г. Из У. истец выехал 25 июля 2012 г.

, что также зафиксировано в удостоверении. По прибытии истец обратился в расчетный центр с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за время отсутствия. Согласно ответу перерасчет будет произведен за период, указанный в отпускном удостоверении, с 5 по 25 июля 2012 г.

, 6 дней, затраченных на дорогу, в перерасчет не включаются.

Расчетный центр пришел к выводу, что однозначно идентифицировать чеки на приобретение истцом бензина не представляется возможным, в связи с чем в перерасчет не был включен период проезда к месту отдыха и обратно.

Из материалов дела следует, что истцом ответчику были представлены отпускное удостоверение, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, собственником которого является истец, чеки на дизельное топливо, в том числе за 3, 4 июля 2012 г., а также 26, 27, 28 июля 2012 г. Истец утверждает, что к месту проведения отпуска и обратно следовал на принадлежащем ему автомобиле.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу, что в данном случае имеются основания для произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период отсутствия истца в жилом помещении во время его следования к месту отдыха и обратно. Ответчиком должен быть произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период нахождения истца в пути (3, 4, 26, 27 июля 2012 г.), поскольку дни выбытия и прибытия (2 и 28 июля 2012 г.) не могут быть включены в указанный перерасчет5.

Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги может быть подано до начала или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в производстве перерасчета6.

Заявление о перерасчете должно содержать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении7.

В п. 93, 94 Правил приводится перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, а также предъявляемые к ним требования.

Данный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в Правилах не оговаривается вопрос о достаточности информации, подтверждающей временное отсутствие.

Строго говоря, для производства перерасчета потребитель должен доказать факт непрерывного отсутствия в жилом помещении, в связи с чем в определенных случаях представление того или иного документа не может свидетельствовать о достоверности сообщаемых им сведений.

Несколько примеров из судебной практики.

  1. В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей было отказано, поскольку истец, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Приборы учета в указанной квартире не установлены.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальных ресурсов, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления коммунальных услуг, истцом не предоставлено8.

  1. Справки администрации сельского поселения о проживании истца и его сына в спорный период в поселке при отсутствии регистрации по месту пребывания не являются основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги9.

  2. Суды первой и второй инстанции признали законным отказ в производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, поскольку, несмотря на представление справки садового некоммерческого товарищества, в спорный период истец совершал со стационарного телефона звонки, в том числе в аварийно-диспетчерскую службу для проведения работ в квартире. Факт посещения квартиры в спорный период истец не отрицал.

  3. Не могут служить поводами для перерасчета составленные «акт о проживании» в одном месте и «акт о непроживании» в другом10.

Существует и иной подход, более формальный, когда суды признавали в качестве основания для перерасчета, к примеру, справку о проживании на даче и свидетельские показания11, справку товарищества собственников жилья о фактическом проживании и оплате коммунальных услуг по другом адресу12, свидетельство о регистрации по месту пребывания13, акт о фактическом проживании по другому адресу14.

Интересные выводы делались и арбитражными судами.

Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)15 (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.

По мнению товарищества, справка отдела вневедомственной охраны не может являться доказательством проживания истца и членов его семьи в спорный период в другом месте. Кроме того, в пользу проживания в спорный период потребителей в жилом помещении указывают иные доказательства: данные о потреблении электроэнергии, комиссионный акт товарищества с письменными показаниями соседей.

В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд обратил внимание заявителя на то, что в данном случае спор не состоит в определении периода, за который подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги.

Нарушение, допущенное товариществом, заключается в необоснованном отказе в таком перерасчете в полном объеме при том, что доказательства временного отсутствия собственника жилого помещения имеются16.

Еще пример. В отношении управляющей организации было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства (производстве перерасчета за период временного отсутствия К., Ч.).

По мнению управляющей организации, справка с места работы не относится к документам, подтверждающим право на перерасчет коммунальных услуг. Посчитав предписание незаконным, управляющая организация обратилась в арбитражный суд.

Судом было установлено, материалами дела подтверждено, что предоставленные Ч. заявления о перерасчете с приложенными справками приняты управляющей организацией без каких-либо замечаний к форме и порядку оформления прилагаемых документов.

Управляющая организация не воспользовалась предоставленным ей правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направила официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил).

Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания17.

Как видно из приведенных примеров, в судебной практике по-разному решаются вопросы, связанные с документальным подтверждением периода временного отсутствия. Управляющая организация не лишена права занимать активную позицию при проверке предоставленных потребителем сведений.

Чтобы избежать споров, добросовестные потребители до начала периода временного отсутствия могут в порядке п.

96 Правил обращаться к управляющей организации с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В данном случае предоставление документов, подтверждающих период отсутствия, не требуется.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?885

В каких случаях суды разрешают не делать перерасчёт потребителям

Имеют ли право отказать в перерасчете за коммунальные услуги

Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Потребитель обязан платить в срок в полном объёме

Суды, рассматривающие споры между жителями домов и исполнителями коммунальных услуг о верности показаний индивидуальных приборов учёта и начислений платы за ЖКУ, руководствуются положениями:

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.

В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем.

В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп.

«б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг.

Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды.

Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.

Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Верховный Суд встал на сторону РСО

Как следует из материалов дела, в 2016 году накануне повышения тарифов собственник части жилого дома в Ижевске передала показания ИПУ и внесла в РСО предоплату за несколько месяцев по тарифам, действовавшим на момент платежа. При этом по лицевому счёту абонента числилась задолженность, сформировавшаяся за предыдущие расчётные периоды.

После изменения тарифов на КУ сетевая компания провела проверку счётчика, установленного в доме потребителя, и передала в РСО снятые показания.

Эти данные легли в основу перерасчёта – уже по новым тарифам, с чем потребитель не согласилась. В июне 2017 года она обратилась с иском в районный суд, требуя перерасчёта по тарифам, действовавшим на момент внесения предоплаты.

При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст.

155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354).

При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.

В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.

Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.

Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.

В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.Верховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности

Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ.

Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности.

Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.

Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.  Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.

Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Районный суд встал на сторону управляющей компании и отказал потребителю в удовлетворении иска.

Областной суд, рассмотревший апелляцию потребителя, не нашёл в деле оснований для отмены или изменения решения районного суда и отклонил жалобу.Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Выводы

Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:

  1. Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
  2. Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
  3. Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.

Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/9135/v-kakih-sluchayah-sudy-razreshayut-ne-delat-pereraschyet-potrebitelyam

Правовое решение
Добавить комментарий