Является ли договор управления многоквартирным домом публичным договором

Признаки публичности договора управления МКД

Является ли договор управления многоквартирным домом публичным договором

Вопрос о публичности договора управления МКД возникает довольно часто. Собственники помещений интересуются тем, что подразумевается под данным понятием. Это стало особенно актуальным после сообщения об открытости персональных данных собственников помещений в МКД в системе ГИС ЖКХ. Попытаемся разобраться в данном вопросе.

Что такое публичный договор

По законодательству (ст.426 ГК РФ), публичным считается договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или другую приносящую прибыль деятельность.

Публичный договор устанавливает обязанности данного лица по выполнению работ или оказанию услуг, которые предприниматель должен осуществлять в отношении каждого клиента.

В нашем случае управляющая компания должна выполнять работы и оказывать собственникам жилья услуги по договору управления МКД.Основные условия договора управления МКД

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или другую приносящую прибыль деятельность, не может оказывать предпочтение определённым лицам при заключении публичного договора.

Иными словами, в публичном договоре стоимость работ и услуг должна быть одинаковой для всех собственников помещений в МКД, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами установлено предоставление льгот отдельным категориям граждан.

Согласно ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. То есть, никого нельзя заставить заключить договор, кроме случаев, когда обязанность заключения договорных обязательств установлена настоящим Кодексом, законом или добровольно взятой на себя обязанностью.

Предприниматель не вправе отказаться от заключения договора, если он может выполнять работы и оказывать услуги, которые являются предметом данного документа.

К первому такому признаку относится тот факт, что одной из сторон договора является управляющая компания.

А любая УК признаётся лицом, осуществляющим предпринимательскую или другую приносящую прибыль деятельность.

Договор управления заключается с управляющей компанией, которой выдана лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (ч.1 ст.162 ЖК РФ).

Вторым признаком является выполнение УК обязательств по выполнению работ и оказанию услуг собственникам помещений в МКД за определённую ежемесячную плату.

Ну и третьим признаком признаётся недопустимость отказа УК от заключения договора или уклонения от его заключения при наличии возможности выполнения работ и оказания услуг.

Обязательность заключения договора управления для УК закреплена законодательно также и в случае её победы в открытом конкурсе, который проводится органом местного самоуправления (ч.ч.4 и 13 ст.

161 ЖК РФ, ч.8 ст.448 ГК РФ).

Но, конечно, как и в любом деле, здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, договор управления заключается после принятия единогласного решения ОСС. Таким образом, отдельно взятый собственник не вправе единолично решить вопрос о заключении договора управления с управляющей компанией.Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома

Кроме того, договор управления может заключаться только с собственниками помещений в МКД. Лицо, не являющееся собственником, не может заключать договор управления с УК. Самое главное, заключённый договор управления действует и в отношении тех лиц, которые не обращались в УК, не заключали договор непосредственно, не принимали участие в ОСС, али против избрания данной УК или не подписали ДУ.

Также важно учитывать, что цена работ и услуг одинакова для всех собственников помещений в МКД, кроме льготников.

Но эта цена не может быть одинаковой для собственников жилья в разных многоквартирных домах. То есть для собственников помещений в одном МКД будет одна стоимость работ и услуг в договоре управления.

Соответственно, для собственников жилья в другом доме договорная стоимость работ и услуг будет совсем другой.

Ещё одним важным моментом, который нужно обязательно отметить, является тот факт, что Жилищный Кодекс РФ не устанавливает обязанность УК заключать договор управления на предложенных ей условиях собственниками помещений в МКД.

Напротив, при избрании на ОСС управляющей компании собственники жилья должны ознакомиться с предлагаемым УК вариантом договора управления и подписать его либо обсудить внесение корректировок.

Нужно понимать, что при выборе управляющей компании собственники помещений в МКД одновременно выбирают и предложенные ей условия договора управления.

Условия договора для собственников жилых и нежилых помещений в доме

Это ещё один важный аспект рассматриваемого вопроса.

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда № 14АП-2840/12 от 29.05.2012 года по делу № А05-11020/2011 говорится, что условия заключённого договора управления МКД могут разниться для собственников жилых и нежилых помещений в доме.

В случаях, когда по закону заключение договора управления обязательно для стороны, направившей проект договора, и ей в течение 30 дней направлен протокол разногласий к данному документу, УК обязана в течение такого же срока со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии ДУ в её редакции либо об отклонении направленных замечаний (п.2 ст.445 ГК РФ).

При отклонении протокола разногласий или неполучении сведений о результатах его рассмотрения в установленный срок сторона, направившая документ, может обратиться в суд для решения спорного вопроса. При этом, следует исходить из того, что условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в доме (ч.4 ст.162 ЖК РФ).

Что это значит? Законодатель не требует утверждения условий договора отдельно для собственников жилых и нежилых помещений в доме. Значит, закон не запрещает заключать договор управления МКД с собственниками нежилых помещений на условиях, отличных от условий ДУ для жильцов дома. Но отличия договора управления могут касаться только специфики нежилых помещений.

При решении таких спорных вопросов зачастую суды ссылаются на тот факт, что права собственников жилых и нежилых помещений в МКД серьёзно различаются из-за специфики данных помещений. Здесь подразумевается различный объём обязанностей по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений в доме.Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Публичный не значит подневольный

Как вы знаете, крепостное право в России было отменено в 1861 году. Поэтому несправедливо считать, что раз управляющая компания заключила с собственниками помещений в МКД договор управления, значит, она должна выполнять все пожелания жильцов дома. Это совсем не так. Скорее, наоборот.

Как мы уже писали выше, не собственники жилья предлагают управляющей компании условия договора, а как раз эти самые жильцы соглашаются с предложенными им условиями договора правления от УК.

Таком образом, нужно донести до особо активных собственников помещений в МКД, что публичность договора не означает беспрекословного подчинения управляющей компании.

Следовательно, ей нельзя навязать любых принятых решением ОСС условий договора управления.

Но помните, что договор управления не будет считаться заключённым, пока не будут согласованы все его условия между собственниками помещений в МКД и управляющей компанией.

Рекомендации

Во избежание двусмысленных ситуаций и споров между собственниками жилья и управляющими компаниями, достаточно следовать простым и несложным рекомендациям:

  • Всегда в указанные сроки отвечайте на предложения о заключении договора управления. Будь то отказ или согласие на других условиях. Отвечать нужно в любом случае.
  • Не размещайте на сайте УК и не раздавайте всем жильцам типовые договоры с перечнями и тарифами. Поскольку нужно учитывать конструктивные особенности, специфику, износ и прочие особенности каждого жилого дома. От этого будет разниться стоимость работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД.

Подытоживая всё вышесказанное, отметим, что публичность договора не означает открытости данных о жильцах. Этого нигде не было отмечено. Также публичность договора управления не может принудить управляющую компанию возложить на себя несуществующее по условиям ДУ бремя ответственности за содержание и ремонт общего имущества в МКД, навязанное ей собственниками жилья.

Источник: https://roskvartal.ru/dogovor-upravleniya/6305/priznaki-publichnosti-dogovora-upravleniya-mkd

Правовые проблемы деятельности управляющих организаций в свете решений судебных органов (вторая статья) – Управление персоналом

Является ли договор управления многоквартирным домом публичным договором

В первой статье мы на основе анализа судебной практике пришли к выводу, что жилищное законодательство содержит многочисленные пробелы, негативно влияющие на правоотношения.

Кроме того, то же несовершенство законодательной базы влечет за собой принятие судебными органами решений, которые могут считаться достаточно спорными.

Поэтому во второй статье мы продолжим анализировать актуальную судебную практику.

* * *

В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2012 г. № 02АП-2617/12 была сформулирована правовая позиция, касающаяся вопроса применения к отношениям между управляющей организацией и собственниками законодательства о защите прав потребителей.

Суть спора, рассмотренного судом, состояла в следующем. Государственная жилищная инспекция Ярославской области привлекла к административной ответственности ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района». Управляющая организация с этим не согласилась и обратилась в арбитражный суд с просьбой признать решение инспекции незаконным.

Среди прочего арбитражный суд разбирал вопрос: возможно ли применить к отношениям между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, обслуживанием которого занимается организация, законодательство о защите прав потребителей? Суд пришел к выводу, что применить указанное законодательство в данном случае нельзя.

Основанием для такого решения послужило следующее.

Согласно мнению суда, «наряду с управляющей организацией другой стороной договора управления многоквартирным жилым домом могут являться не только собственники жилых помещений, но и собственники нежилых помещений (организации и индивидуальные предприниматели), товарищество собственников жилья, жилищный потребительский кооператив». Так как законодательство о защите прав потребителей предполагает, что в качестве потребителей выступают только физические лица, то применять данное законодательство к рассматриваемым отношениям нельзя.

Прежде всего стоит заметить, что во многом решение суда было предопределено неточностями в формулировании оснований для привлечения к ответственности управляющей организации, допущенными жилищной инспекцией. Однако даже наличие таких неточностей не давало оснований арбитражному суду для правовой позиции, которая приведена выше.

Безусловно, Закон РФ «О защите прав потребителей» в преамбуле устанавливает, что на стороне потребителей могут быть только физические лица.

Арбитражный суд сделал из этого вывод, что, раз на стороне потребителей-участников договора управления могут выступать также и юридические лица (индивидуальные предприниматели), это выводит данный вид договора из-под действия законодательства о защите прав потребителей. Ошибка суда, на наш взгляд, заключается в том, что суд не провел дифференциацию отношений.

Другими словами, раз на стороне потребителей-участников договора управления могут выступать и физические лица, то в данном случае должны применяться нормы о защите прав потребителей. В ситуации, когда стороной договора выступает юридическое лицо, применять рассматриваемое законодательство оснований нет.

* * *В постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2012 г. № 14АП-2840/12 была сформулирована правовая позиция, согласно которой договор управления многоквартирным домом относится к публичным договорам.

Кроме этого, в том же решении была сформулирована позиция, в соответствии с которой условия договора управления многоквартирным домом, заключаемого с собственниками нежилых помещений, могут отличаться от условий договора управления многоквартирным домом, заключаемого с собственниками жилых помещений.

Данное решение было вынесено после рассмотрения следующего дела. ООО «Деловой центр «Чайка» обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении управляющей организации ООО УК-2 «Наш дом — Архангельск» к заключению договора управления. Суд удовлетворил данное требование, основываясь на следующем. Проанализировав ч. 1 ст.

 162 Жилищного кодекса РФ и ст. 426 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к выводу, что договор управления является публичным. Поэтому управляющая организация обязана заключить договор с истцом.

Кроме этого, в ходе процесса суд рассматривал вопрос: возможно ли заключение между собственником нежилых помещений и управляющей организацией договора управления, условия которого будут отличаться от условий договора, заключенного с собственниками жилых помещений? Суд пришел к выводу, что действующее законодательство не содержит соответствующего запрета. При этом суд указал, что отличия одного договора от другого могут быть обоснованы только спецификой нежилого помещения.

Так как ранее среди ученых-юристов не было единогласия в вопросе отнесения договора управления к публичным, необходимо остановиться на этом подробнее.

А.Б. Рыжов, никак не аргументируя свою позицию, утверждает, что договор управления — это публичный договор . Т.А.

Барзенкова считает, что, несмотря на то что Жилищный кодекс РФ не признает договор управления публичным, он (договор управления) содержит отдельные элементы публичного договора.

Например, «можно утверждать, что управляющая организация обязана заключить договор при наличии возможности оказать… услугу по управлению домом» . С этим нельзя согласиться, так как Жилищный кодекс РФ не содержит нормы, которая бы обязывала управляющую организацию заключать договор.

Ю.П. Свит считает, что договор управления в силу своей специфики не может являться публичным.

Ученый отмечает, что так как условия договора определяются общим собранием, то не может быть соблюдено одно из требований Гражданского кодекса РФ к публичным договорам — требование о равенстве условий для всех обратившихся к организации .

Кроме того, одной из сторон публичного договора обязательно является коммерческая организация, а Жилищный кодекс РФ допускает, чтобы в роли управляющей организации выступали и некоммерческие организации.

Вместе с тем Ю.П. Свит предлагает в законодательном порядке обязать управляющие организации заключать договоры с обратившимися собственниками.

Единственным основанием для отказа в заключении договора должно являться отсутствие технической возможности выполнить условия, определенные управляющей организацией.
С этим согласны В.А. Белов и С.А.

Бушаенкова, но они добавляют, что договор управления должен признаваться обязательным для управляющих организаций, в месте расположения которых находятся дома обратившихся собственников.

В целом сходную позицию занимают Д.П. Гордеев и В.Ю. Прокофьев, считая, что «договоры управления многоквартирными домами не относятся к публичным договорам» . Об этом же пишет Е.Б. Козлова, которая особо подчеркивает, что «договор не может расцениваться как публичный ввиду отсутствия квалифицирующих признаков, закрепленных ст. 426 ГК РФ» .

Необходимо согласиться с мнением Ю.П. Свита и тех ученых, которые не относят договор управления к публичным. Анализ ст. 426 Гражданского кодекса РФ и ст.

 162 Жилищного кодекса РФ не позволяет утверждать, что законодатель относит данный договор к публичным. Напротив, договор управления не подпадает под те признаки, которые в качестве существенных указаны в ч. 1 ст.

 426 Гражданского кодекса РФ. Дополнительным аргументом в пользу такого вывода может считаться следующее.

В проекте Жилищного кодекса РФ, принятом Государственной Думой РФ в первом чтении, в ст. 162, были п. п. 2 и 3, в которых закреплялось, что договор управления многоквартирным домом является публичным.

Поэтому управляющая организация не вправе отказаться от заключения договора управления за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у управляющей организации технической возможности принять многоквартирный дом в управление либо допускается законом или иными нормативными правовыми актами.

Однако данные нормы были исключены из текста проекта закона уже во втором чтении. Это позволяет предположить, что законодатель, изначально встав на точку зрения, что договор управления многоквартирным домом является публичным, отказался от нее. Позиция законодателя вполне объяснима.

Во-первых, как и указывается в специальной литературе, контрагентом публичного договора обязательно должна быть коммерческая организация, а управляющей организацией может быть как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель, а также некоммерческая организация.

Во-вторых, так как объем работ и услуг, порядок их выполнения, финансирование определяет общее собрание собственников, то становится понятно, что соблюсти правило ч. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ будет невозможно.

Таким образом, встать на позицию арбитражного суда не представляется возможным.

Также нельзя занять и позицию суда в вопросе о возможности наличия отличий между договорами в зависимости от того, кто выступает на стороне собственников. В ч. 4 ст.

 162 Жилищного кодекса РФ сформулировано однозначное требование: условия договора должны быть одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Законодатель не разделяет в указанной норме собственников жилых и нежилых помещений.

* * *

В постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2012 г. № 12АП-4188/11 была сформулирована правовая позиция, согласно которой договор управления является особым видом договора со специальным режимом правового регулирования.
Данное решение было вынесено по следующему делу.

ТСЖ «Микрорайона 503» обратилось в арбитражный суд с просьбой о понуждении ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» к передаче функций по управлению многоквартирным домом. Решая данный вопрос, арбитражный суд исходил из того, что договор управления имеет специальный правовой режим.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?377

Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

Является ли договор управления многоквартирным домом публичным договором

Новая редакция Ст. 162 ЖК РФ

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

1.1.

В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

2.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

2.

1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1.

Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

8.2.

Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10.

Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

12.

Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Источник: http://jkodeksrf.ru/rzd-8/st-162-jk-rf

Договор управления многоквартирным домом

Является ли договор управления многоквартирным домом публичным договором
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Договор управления многоквартирным домом

Управляющая организация обязательно выбирается на общем собрании всех жильцов дома. При заключении соглашения она обязуется выполнять все условия, которые в нем указаны.

любого помещения подразумевает различные расходы, а также использование качественных коммунальных услуг. В случае с большим жилым домом жильцам необходимо сотрудничать с компанией, которая способна их предоставить.

Понятие «договор управления многоквартирным домом»

Договор управления МКД является новшеством среди других гражданско-правовых договоров. Поэтому это понятие для многих остается незнакомым. Тем не менее, его необходимость для управления многоквартирным зданием с каждым годом становится все важнее. Данный документ заключается между управляющей организацией и владельцами жилых помещений.

Управляющая организация обязательно выбирается на общем собрании всех жильцов дома. При заключении соглашения она обязуется выполнять все условия, которые в нем указаны. Если компания не выполнит указанные требования или будут другие разногласия с жильцами, к ней могут применить санкции или расторгнуть договор.

Как заключается договор. Условия заключения и срок действия договора

Договор управления МКД заключается в письменной форме. Однако законодатель ничего не указал по поводу того, что устная форма договора не освобождает собственников от оплаты услуг. Утверждение собственниками компании, с которой будут сотрудничать жильцы дома, происходит:

  • во время общего собрания;
  • на собрании ТСЖ;
  • во время открытого конкурса.

Все три способа выбора управляющей организации являются абсолютно законными. И все правовые взаимоотношения регулирует соглашение, порядок заключения которого регламентирует законодательство.

этого документа согласовывается сторонами. Что касается срока, на который заключается договор между компанией и собственником, то он регулируется Жилищным кодексом.

Исходя из этого, договор управления МКД заключается на срок не менее года и не более чем на 5 лет.

Условия договора управления многоквартирным домом:

  • список услуг и работ, направленных на содержание дома;
  • цена предоставления услуг;
  • порядок, согласно которому будет происходит непрерывный контроль за выполнением управляющей организацией своих услуг.

Предмет договора управления и стороны договора

Договор управления МКД по закону можно заключить только с одной единственной управляющей организацией. Это компания, которая предоставляет жильцам коммунальные услуги и выполняет различные требования владельцев по ремонту и содержанию помещения. Исходя из этого, предметом данного договора можно назвать:

  • предоставление управляющей компанией услуг;
  • оказание различных работ по ремонту и содержанию дома;
  • другая деятельность, направленная на содержание здания.

Естественно, что одной из сторон данного соглашения является компания, предоставляющая жильцам различные услуги по эксплуатации дома. А вот с другой стороны его заключает либо общее собрание жильцов, либо ТСЖ. В первом случае заключение договора управления многоквартирным домом осуществляется обычно на общих основаниях, а во втором – соглашение подписывает председатель правления.

Перечень услуг и работ, согласованный в договоре. Коммунальные услуги

Между собственником и управляющей компанией должно произойти согласование всех условий соглашения. Это касается и предоставления необходимых услуг. Этот перечень составляется и прикладывается к договору после ознакомления с ним обеих сторон. Этот документ должен быть понятен и компании, и собственникам.

В перечне также нужно указать объем необходимых дому услуг и их стоимость.

Что касается коммунальных услуг, то их предоставлением занимаются соответствующие предприятия.

И это также обязательно должно быть отражено в договоре, который заключается между управляющей организацией и жильцами.

Если компанией будут осуществлены какие-либо нарушения, то к ней могут быть применены административные санкции. Договор должен содержать и стоимость всех без исключения коммунальных услуг.

Права управляющей компании. Контроль за выполнением ее обязательств и отчет о выполнении договора

Существует особый порядок осуществления управляющей организацией своей деятельности. Жильцам важно получать весь комплекс услуг вовремя. И в этом случае у компании появляется немало обязанностей. Тем не менее, организация, необходимая для управления жилым домом, имеет и свои права на:

  • взыскание с жильцов задолженностей;
  • распоряжение резервным фондом;
  • инспектирование эксплуатации жильцами помещений;
  • требование от собственников устранения нарушений и возмещения убытков.

Контроль за деятельностью управляющей организации является важной частью всего процесса управления домом. Порядок осуществления этого контроля содержит жилищное законодательство. Со стороны государства этим занимается специальная жилищная инспекция. Но такой контроль может инициироваться и любым собственником.

Одним из способов проверять деятельность организации является ее отчет.

Срок предоставления этого документа указан в ЖК РФ. Обычно это первый квартал года, в течение которого управляющая компания готовит отчет за прошедший год. документа, а также порядок его предоставления собственникам регулирует сама компания.

Продление, изменение, расторжение или прекращение договора

Форма договора управления многоквартирным домом, заключаемого между владельцами помещения и организацией, должна быть исключительно письменной. Это типовой документ, установленный законодательством. Порядок, согласно которому в этот документ могут быть внесены изменения, содержит ГК РФ.

Вносить изменения в договор или расторгать его можно и в одностороннем порядке, если в нем не указано другое. Это могут сделать и собственники жилых помещений, и сама компания. А так как договор является публичным, компания не может отказаться от предоставления услуг.

Расторжение договора управления многоквартирным домом может произойти и в суде, но для этого у сторон должны быть веские основания. Прекращен договор может быть только, если закончился срок его действия или в связи с прекращением обязательств.

кв. на 1-м этаже МКД. Дом обслуживает УК. Договора не было и нет (более 20 лет), но он обслуживается все это время одной УК. Подтверждение – платежи…

Подвал периодически заливает (сливают воду работнтики УК в связи с сезонными работами или ремонтом у одного из жильцов) и вода стоит долго, полы земляные, всегда влажные.

Внизу на стенах в квартире пошла черная плесень, портятся обои, шпаклевка, провалились полы (утеплитель, лаги, ДСП и верх – паркет). С чего начать? Претензию в УК? Обратиться в экспертизу за заключением и оценкой: что произошло и КТО ВИНОВАТ, затем Претензию в Ук?

Андрей18.08.2019 19:18

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru  По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html 

Дубровина Светлана Борисовна23.08.2019 12:26

Задать дополнительный вопрос

Ольга15.10.2019 10:20

1)Обманным путём УК получает деньги с собственников дома. ( нет и не было Договора) 2)Являются ли Собственники владельцами подвальных помещений, где расположены коммуникации. Кто имеет право сдавать, продавать их без согласия всех Собственников

ЖК РФ Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 462-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

4.1.

Приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 462-ФЗ)

5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами.

Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса.

Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме.

Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке. Публичный сервитут в отношении земельного участка устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.

В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Сазонов Сергей Владимирович13.11.2019 20:48

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/dogovor-upravleniya-mkd.html

Правовое решение
Добавить комментарий