Является ли управляющая компания исполнителем коммунальных услуг

Прокурор разъясняет | Сайт прокуратуры Хабаровского края

Является ли управляющая компания исполнителем коммунальных услуг

В случае если гражданину поступили две квитанции за отопление необходимо узнать какая организация обслуживает теплосети и производит теплоэнергию. Данную информацию можно получить в администрации муниципального образования. Далее необходимо узнать в управляющей компании/ТСЖ, заключен ли у неё договор с теплоснабжающей организацией, оказывающей коммунальную услугу – отопление.

Если договор теплоснабжения между управляющей компаний/ТСЖ и теплоснабжающей организацией заключен, то оплату необходимо производить в управляющую организацию/ТСЖ, так как в данном случае исполнителем коммунальной услуги по общему правилу является управляющая компания/ТСЖ.

В случае если договор теплоснабжения между управляющей компанией/ТСЖ и теплоснабжающей организацией не заключен, то исполнителем: коммунальной услуги отопления является непосредственно теплоснабжающая организация, как минимум до момента заключения договора теплоснабжения с обслуживающей организацией.

Вышеназванные положения закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06,05.2011 № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).

Согласно пп. “в” п.

9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме е соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.01.

2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.

Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 20 Постановления Правительства РФ от 08.08.

2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее – договор теплоснабжения).

Таким образом, ресурсоснабжающая организация (далее – РОС) в случаях, определенных Правилами, может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил следует, что РОС, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее – товарищество, кооператив) до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией (товариществом, кооперативом) или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.

В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.

2014 № АКПИ13-1116 и в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)», согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя: коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.

В случае, если пришли двойные квитанции за ЖКХ необходимо незамедлительно обратиться в орган, осуществляющий государственный или муниципальный жилищный контроль для скорейшего пресечения выставления населению двойных квитанций.

Разъясняет Советско-Гаванская городская прокуратура

Источник: http://www.prokurorhbr.ru/prokuror_full/17659

Управляющим организациям

Является ли управляющая компания исполнителем коммунальных услуг

С 01.01.2019 года все собственники (образователи) твердых коммунальных отходов (ТКО) становятся потребителями Регионального оператора по обращению с ТКО на территории ЯНАО – ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (www.tkoyamal.ru, г. Салехард, ул. Республики, дом №67, офис 210, тел: +7 349 22 5 27 07, office@tkoyamal.ru).

Региональный оператор становится исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и отвечает за весь процесс обращения с ТКО, начиная от вывоза, заканчивая захоронением и обезвреживанием.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1156, региональный оператор по обращению с ТКО несет ответственность за качество оказания услуги с момента погрузки ТКО в мусоровоз. При этом, региональный оператор отвечает за уборку места погрузки ТКО – подбор оброненных ТКО при погрузке и перемещении в мусоровоз.

Обращаем особое внимание, что на законодательном уровне разделены понятия «контейнерная площадка» и «место погрузки ТКО». Это два разных места. В первом случае – место размещения мусоросборников (контейнеров), во втором – прилегающая к контейнерной площадке территория расположения мусоровоза во время погрузки ТКО.

В соответствии с пунктом 26(1) Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.

2013 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения” к обязательному перечню работ и услуг, предоставляемых УК и ТСЖ, относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. При этом, работы по уборке мест погрузки ТКО выполняются региональным оператором по обращению с ТКО.

Согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156, потребителями регионального оператора по обращению с ТКО являются физические и юридические лица.

Компания ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», являясь исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, самостоятельно будет осуществлять начисление платы за услугу регионального оператора всем физическим лицам, проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 9 статьи 157.

2 Жилищного Кодекса РФ в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Предложение о его заключении опубликовало 22.12.

2018 года в печатном СМИ, в котором публикуются нормативно-правовые акты субъекта РФ, газете «Красный Север», а также на официальном сайте ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в 15-дневный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156).

Таким образом, заключение договора между УК, ТСЖ и региональным оператором не обязательно.

В случае заключения договора с региональным оператором управляющая организация, ТСЖ и иная специализированная организация становится исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и несет всю ответственность за качество услуги, осуществляет перерасчет и возмещает убытки потребителям, а также для целей недопущения нарушения лицензионных требований не допускает наличие задолженности перед региональным оператором более чем за 2 месяца. 

Источник: https://tkoyamal.ru/upravlyayuchshim_organizatsiyam/

Арбитражный суд Камчатского края

Является ли управляющая компания исполнителем коммунальных услуг

Управляющая компания обязана оплатить коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу Управляющая компания «Верона» (далее – ОАО УК «Верона», управляющая компания) о взыскании 4 240 682,79 руб. долга и 839 585,52 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, со взысканием процентов по ставке рефинансирования 8,25 % годовых до момента фактического исполнения обязательств.

Судом по материалам дела установлено, что ООО УК «Верона» на основании договоров управления является управляющей компанией ряда многоквартирных жилых домов, расположенных в с. Коряки,  Елизовского района, Камчатского края.

Между истцом и ответчиком заключены договоры теплоснабжения, в соответствии с условиями которых истец обязуется подавать потребителю тепловую энергию и горячую воду надлежащего качества в предусмотренном в договорах объеме для обеспечения потребителем предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а потребитель принимает и оплачивает поставленные коммунальные ресурсы в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Ссылаясь на то, что собственники помещений домов, находящихся в управлении ответчика, не в полном объеме оплатили потребленный энергоресурс, истец обратился в арбитражный суд с иском к управляющей компании.

Ответчик, возражая по исковым требованиям, и ссылаясь на предусмотренные договорами теплоснабжения обязанности истца самостоятельно (без участия ответчика) производить расчеты с собственниками и нанимателями жилищного фонда в многоквартирных домах за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, полагал, что заключенными с истцом договорами предусмотрена обязанность управляющей организации оплачивать только «собственное» потребление тепловой энергии.

Суд первой инстанции, исходя из фактического потребления ресурса и количества произведенных оплат, частично удовлетворил иск ОАО «Камчатскэнерго», указав на то, что в случае неоплаты коммунальных услуг конечными потребителями управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, является обязанной по оплате коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку управляющая компания, будучи исполнителем коммунальных услуг, не получает плату за коммунальные услуги, не осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг конечным потребителям, а также, учитывая передачу права на взимание платы ресурсоснабжающей организации, у ОАО УК «Верона» отсутствует обязанность по оплате задолженности за потребленные коммунальные услуги конечными потребителями.

25.11.

2015 Арбитражный суд Дальневосточного округа постановление апелляционной инстанции отменил, поддержал выводы Арбитражного суда Камчатского края, указав, что поскольку доказательства принятия собственниками помещений на общем собрании решения о внесении коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям, как того требуют положения пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 64 Правил № 354, в материалы дела не представлены, отсутствуют основания для отказа во взыскании с ответчика, как с управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, задолженности за поставленные в многоквартирные жилые дома коммунальные ресурсы, независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации. В результате было решено взыскать с ОАО УК «Верона» в пользу ОАО «Камчатскэнерго» 3 550 751 руб. 74 коп. долга, 675 524 руб. 62 коп. процентов, 41 792 руб. 51 коп. государственной пошлины.

 

Пресс-секретарь

Арбитражного суда

Камчатского края

Клименко Марина Олеговна

тел. 219-286

 

* С судебными актами по делу № А24-5142/2014 можно ознакомиться с помощью Картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru

Источник: http://kamchatka.arbitr.ru/node/14849

Управляющая компания: исполнитель коммунальных услуг или агент?

Является ли управляющая компания исполнителем коммунальных услуг

Рябова К. Н.,
практикующий бухгалтер

Многие управляющие компании при поставке энергоресурсов используют агентские схемы. Однако в последнее время это стало вызывать большие претензии со стороны налоговых органов.

Поэтому УК должна знать, как себя обезопасить при использовании посреднической модели, либо выбрать исполнительскую модель взаимоотношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

При этом действующим гражданским законодательством предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими энергоресурсами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

ПЕРВОИСТОЧНИК

 По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока обязуется за плату предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в нем.

 Статья 162 ЖК РФ.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении. Пунктом 1 ст.

 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п.

 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила № 354), посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил). При этом согласно п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя по подаче потребителям холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа, по отведению сточных бытовых вод с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

 Суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом суммы, причитающиеся к уплате поставщикам коммунальных услуг, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», признает в составе расходов.

 Письмо от 05.02.2010 № 03-11-06/2/15.

Также при анализе сложившейся ситуации следует учитывать положения жилищного законодательства РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги является плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ (ч.ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, отношения по обеспечению жильцов коммунальными услугами строятся по схеме:

Ресурсоснабжающая организация (РСО)

Исполнитель коммунальных услуг

Потребитель

 Исполнителем являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и принимаемой системы налогообложения или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В качестве исполнителей коммунальных услуг в силу п. 8 Правил № 354 могут выступать лица, указанные в п.п.

 9 и 10 Правил № 354, а именно управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, избранные в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, а в отношении собственника и пользователя жилого дома (домовладения) – непосредственно ресурсоснабжающая организация.

 В свою очередь, ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Аналогичные определения приведены в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.02.

2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Возможность не включать в состав доходов суммы полученных от собственников помещений коммунальных платежей, не приводящая к спору с проверяющими, существует именно в том случае, когда деятельность управляющей организации по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений и договоры с собственниками (в случае наличия) носят характер посреднических.

Источник: https://buhpressa.ru/svezhij-nomer/118-maj-2014/1683-upravlyayushchaya-kompaniya-ispolnitel-kommunalnykh-uslug-ili-agent

Правовое решение
Добавить комментарий