Как оспорить тарифы управляющей компании

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Как оспорить тарифы управляющей компании

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г.

№ 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме.

В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно.

Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П.

Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.

Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы.

Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала.

«Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием.

Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

По словам Артема Чумакова, позднее ситуация начала меняться, и собственники «вспомнили о своем праве и начали утверждать необоснованный и не покрывающий все расходы, связанные с содержанием дома, размер платы».

При этом Жилищный кодекс предоставляет право оспорить решение общего собрания только собственнику, не участвовавшему в ании или авшему против принятия решения, а также органу государственного жилищного надзора.

«Фактически управляющая организация долгое время была лишена возможности оспорить решение об установлении слишком низкого тарифа в суде», – пояснил адвокат.

Как сообщил Артем Чумаков, управляющие компании получили право обжалования решений общих собраний только после появления в ГК гл. 9.1 «Решения собраний» в 2013 г.

и появления разъяснений Постановления Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 г.

Адвокат отметил, что установление собственниками слишком низкого тарифа затрагивает права и обязанности таких организаций, поскольку они обязаны обеспечить установленный правительством минимальный уровень содержания дома.

Он также рассказал, что, хотя имеются разъяснения Пленума ВС, на которые ссылается Минстрой в своем письме, районные, а иногда и областные суды нередко отказывают управляющим компаниям в праве обжаловать решения общих собраний в части установления тарифа.

«Таким образом, суды не способствуют поиску баланса между интересами собственников и управляющих компаний и фактически сохраняют “волюнтаристские” тарифы.

Возможно, именно с этим связано желание Минстроя еще раз обратить внимание на то, что очевидно следует из норм закона и поддерживается Верховным Судом», – заключил Артем Чумаков.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов полагает, что министерство преследовало «благую цель» напомнить собственникам об их обязанности заботиться о выполнении работ, предусмотренных минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290.

«Однако я также представляю, как этими разъяснениями могут воспользоваться управляющие компании, преследуя иные идеи, блокируя любые решения собственников по уменьшению размера тарифа», – отметил адвокат.

Он счел разумными разъяснения Минстроя: «Иначе мы получаем ситуацию, когда собственники могут принудить управляющую организацию выполнять работы. Даже если у нее нет на это средств».

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев указал, что разъяснение, содержащееся в письме Минстроя, логично и обосновано нормами права, в частности ст. 450–453 ГК. «Согласно данным нормам изменение или расторжение любого договора должно происходить в той же форме и по тем же правилам, по которым договоры заключаются.

Поскольку изначальное установление размера платы за жилые помещения должно устанавливаться с учетом предложения управляющей компании, то и дальнейшее его изменение должно происходить с учетом этих же правил, установленных Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», – сообщил адвокат.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/minstroy-napomnil-chto-sobstvenniki-ne-mogut-samostoyatelno-izmenyat-razmer-platy-za-soderzhanie-zhilya/

Спекуляция на повышении тарифов: как оспорить незаконные действия УК?

Как оспорить тарифы управляющей компании

Жильцы многоквартирных домов ежегодно сталкиваются с серьезным повышением стоимости ЖКУ. Однако не многие знают о праве собственников самостоятельно регулировать такую значительную статью в счетной квитанции как плата за содержание и ремонт жилого помещения.

В Региональную общественную приемную обратилась Нина Николаевна: «С повсеместным увеличением тарифов на электроэнергию управляющая компания нашего многоквартирного дома повысила плату еще и за содержание и ремонт жилого помещения, причем сделала это без ведома жильцов. Законно ли такое решение?» 

– Подобная практика является достаточно распространенной в нашем городе. Однако, в соответствии с жилищным законодательством, тариф на содержание и ремонт жилого помещения устанавливается собственниками и, в отличие от некоторых других видов жилищно-коммунальных услуг, государством не регулируется.

Если в многоквартирном доме создано ТСЖ (ЖСК), то, согласно Жилищному кодексу РФ, размер платежей (взносов) на содержание и ремонт общего имущества устанавливается соответствующими органами управления на основе утвержденной сметы доходов и расходов на ближайший год.

Если многоэтажкой руководит управляющая компания, размер тарифа определяется на общем собрании собственников, с учетом предложений УК о перечне, объеме и стоимости необходимых работ и услуг, с которыми могут согласиться или не согласиться владельцы квартир.

При этом управляющая компания обязана проинформировать жильцов о состоянии дома, итогах работы за прошлый год и результатах весеннего и осеннего осмотра общего имущества.

Новый тариф за содержание  и ремонт жилого помещения будет считаться принятым, если с ним согласятся больше половины собственников, – поясняет аналитик Региональной общественной приемной по вопросам ЖКХ.

Там, где жильцы серьезно относятся к обязанностям по участию в управлении домом, уровень обслуживания гораздо выше.

Управляющие компании, принимающие единоличные решения об увеличении «первой» строки платежного документа, обычно мотивируют свои действия ростом инфляции. Их доводы сводятся к подорожанию материалов, используемых при ремонте и обслуживании общего имущества.

Кроме того, УК часто указывают на условия договора управления многоквартирным домом, который, кстати, должен утверждаться на общем собрании собственников. В случае если таковое не проводилось, и это представляется возможным доказать, ссылка на фиктивный протокол – незаконна.

При таком раскладе необходимо направить в управляющую компанию письменное требование об устранении нарушений жилищного законодательства и прав собственников. Путем перерасчета последующих «платежек» УК обязана возместить жильцам излишне полученные суммы на содержание и ремонт общего имущества.

Если претензия игнорируется, собственникам жилья следует обратиться с жалобой в районную прокуратуру или в суд. 

ОБРАЗЕЦ 

Директору ___________________________

(Ф. И. О. руководителя, наименование организации)

___________________________

(Ф. И. О. заявителя)

           проживающего по адресу: ___________________________

 (адрес места постоянного жительства)

___________________________

(телефон)

ТРЕБОВАНИЕ

О прекращении нарушений жилищного законодательства и прав собственников 

Я (мы) являюсь (-емся) собственником (-ами) жилого помещения в многоквартирном доме, обслуживаемом и управляемом Вашей организацией. Отношения между собственниками и управляющей организацией выстраиваются на основании требований Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, утвердившего Правила содержания общего имущества.

Оба документа определяют, что размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается общим собранием собственников.

Ваша организация в нарушение указанных законодательных актов в платежном документе за ____________ (указывается расчетный период) без решения общего собрания собственников, в одностороннем порядке увеличила тариф на содержание жилья: с ___ рублей за квадратный метр до ___ рублей за квадратный метр.

Ваши ссылки на условия договора на управление считаю (ем) не обоснованными, так как  договор на управление с условием индексации стоимости содержания жилья в соответствии с величиной инфляции на общем собрании собственников не утверждался. Его условия, противоречащие жилищному законодательству, являются ничтожными. На основании выше изложенного, требую(ем):

1. Устранить нарушения ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ в части незаконно увеличения тарифа на содержание жилья.

2. Выдать новый платежный документ на оплату ЖКУ с указанием тарифа в размере ___ рублей за квадратный метр.

3. Предоставить на обсуждение совету дома (инициативной группе) смету затрат с постатейной расшифровкой стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (1 квадратный метр) для дальнейшего утверждения общим собранием собственников.

При не выполнении данного требования, оставляю (ем) за собой право обратиться в надзорные органы для защиты своих интересов. Ответ прошу предоставить в письменном виде в трехдневный срок.

Число и подпись

Источник: https://infovoronezh.ru/News/Spekulyatsiya-na-povyishenii-tarifov-kak-osporit-nezakonnyie-deystviya-UK-19448.html

Как оспорить начисления по коммунальным платежам? Разъяснения юриста

Как оспорить тарифы управляющей компании

19.03.2018

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Что должно и чего не должно быть в коммунальной платежке? Как оспорить незаконные начисления за ЖКУ? Каков срок давности по такого рода делам? Об этом интервью «Рязанской областной газете» рассказал практикующий юрист Олег Попов, председатель рязанской ассоциации защиты прав потребителя «Человек». Приводим наиболее интересные из его разъяснений.

Что должно быть и чего не должно быть в коммунальной платежке?

… Юристам в РЕАП «Человек» часто приходится видеть документы, по которым платят люди. Но они не являются бланками строгой отчётности. По сути, идёт массовое нарушение прав потребителей на представление полной и достоверной информации, путём выставления платёжных документов, не утверждённых Правительством РФ. К чему это приводит, вы сами догадываетесь.

Платёжные документы должны отвечать требованиям Приказа Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 года № 924 «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг и методические рекомендации по её заполнению».

Поэтому требуйте, уважаемые потребители, заключение в письменном виде договора на предоставление коммунальных услуг, отвечающим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг в редакции от 26.12.2016 года.

В данный договор требуйте включать формулы, по которым вы будете проверять правильность объёмов и тарифов, применяемые управляющей компанией или ТСЖ. Также в этом договоре должны быть включены условия снижения оплаты при снижении качества или объёма, предоставляемой услуги.

Например, если температура горячей воды ниже 40 градусов, то вы за неё должны платить как за холодную. …

Проверка сумм в квитанциях за услуги ЖКХ: на что обратить внимание

… Общий срок исковой давности по данной категории дел три года. Вы можете смело проверить: есть ли у вас в квитанциях незаконная оплата за домофоны, коллективные антенны, шлагбаумы, кладовки, колясочные, утечки и т.д.

Если в квитанциях применяется терминология, которая отсутствует в Правилах предоставления коммунальных услуг, это говорит о том, что кто-то за счёт вашего незнания совершает незаконное обогащение. (Другими словами пока называть не будем, но это пока).
Что необходимо сделать в первую очередь? Например, вы считаете, что переплатили за домофон.

Здесь надо знать следующее: домофон входит в общедомовое имущество, и за него с вас уже деньги взяли. Но когда оплата за домофон идёт отдельной графой, значит, по сути, вы платите вторично.

https://www.youtube.com/watch?v=uNHH1Y1uY84

Если в досудебном порядке вам не вернули деньги за домофон, то вы можете в дальнейшем обращаться в суд и требовать эти деньги. Кроме того, будет взыскание в вашу пользу с этой организации штрафа в размере 50% от всех присуждённых сумм.

Предположим, вы насчитали переплату на 10 тысяч рублей, написали заявление об их возвращении в досудебном порядке, поставили максимальный 10-дневный срок, который установлен в Правилах о защите прав потребителей. Если в течение этого периода деньги не получены, вы смело должны обращаться за судебной защитой.

Данная категория дела освобождена от уплаты государственной пошлины, т.е. при обращении в суд пошлину вы не платите. До 50 тысяч рублей данная категория дел рассматривается мировыми судьями, если свыше, это дело уже для районных судов. Кроме того, вы вправе требовать компенсацию морального вреда за нарушение добровольного порядка удовлетворения ваших требований. …

Возврат переплаты по коммуналке: случаи из практики

… В 2017 году в нашей практике таких примеров было несколько. Мужчина, который проживает в однокомнатной квартире, самостоятельно произвёл расчёты и обнаружил, что переплатил более 10 тысяч рублей.

Он предложил в досудебном порядке вернуть эти деньги, написав письменное заявление, но ему отказали. Мужчина не успокоился, он с нашей помощью обратился в суд.

Решение суда было следующим: кроме вышеобозначенной суммы, взыскать компенсацию морального вреда и штраф за нарушение добровольного порядка удовлетворения его требований.

Также я хорошо помню ещё один пример, когда женщина-собственник подняла все свои квитанции, посчитала и выяснила, что ей должны более 28 тысяч рублей. Поэтому выбрасывать квитанции по квартплате ни в коем случае нельзя! Гражданка обратилась в управляющую компанию и потребовала вернуть эту сумму.

А управляющая компания – это посредник между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Ведь ресурсоснабженец не является исполнителем коммунальных услуг, он лишь поставляет услугу, а посредник умышленно завышает тарифы, с целью (что греха таить) прикарманивать деньги простых граждан.

Так вот, прикарманено было, повторюсь, более 28 тысяч рублей.

Предъявленная письменная претензия в досудебном порядке (подчеркну: в досудебном!) была удовлетворена, при условии, что женщина не рассказывает об этом никому: ни соседям, ни друзьям, ни родственникам. …

Источник: http://energovopros.ru/novosti/2325/49637/

Жильцы дома через суд добились снижения тарифа на содержание здания

Как оспорить тарифы управляющей компании

Жильцы многоэтажки через суд добились снижения тарифа на содержание дома.

В Волгограде жильцы многоэтажки создали прецедент: доказали в суде, что имеют право сами устанавливать тариф на содержание и ремонт общего имущества.

Эпоха просвещения

Власти Краснодара подадут в суд на 9 тысяч должников ЖКХ

По закону тариф на содержание и ремонт общего имущества (подъездов, фасадов, крыши, подвалов, чердаков и пр.) определяет не управляющая компания, а сами хозяева квартир на общем собрании.

Однако многие либо не знают об этом праве, либо ленятся им воспользоваться, чем, в свою очередь, пользуются недобросовестные УК, завышая тариф.

Жильцам дома на улице Новороссийской, 11, в Волгограде удалось через суд доказать неправоту УК и добиться перерасчета.

Движителем всей масштабной кампании по защите прав жильцов стала хозяйка одной из квартир, пенсионерка Татьяна Суржова. Больше 20 лет проработала стюардессой, в наследство от полетов ей достались инвалидность (профзаболевание ног – передвигается с бадиком) и умение найти подход даже к самому трудному клиенту. Суржова мудро подготовила почву, то есть общественное мнение.

Такие дома, как на Новороссийской, 11, называют элитными: новостройка, просторные квартиры, подземная парковка, охраняемая территория, благоустроенный двор. Но, как оказалось, “богатые тоже плачут” от произвола УК.

– Жильцы нашего дома платили по счетам, не вникая, сколько и за что, – рассказывает Татьяна Суржова. – И тогда я подумала, что придется мне этим заняться. Пошла в Госжилинспекцию, попросила разъяснить мне положения законодательства и стала вникать, почему за однокомнатную квартиру я плачу 3 тысячи. Ну и почитала кое-что по этой теме в Интернете, в СМИ.

Уральские полицейские рассказали, как борются с преступлениями в ЖКХ

Просветившись в вопросах ЖХК, хозяйка “однушки” увидела, что УК повысила плату за услугу “содержание и ремонт общего имущества”. Два года назад плата была 12,4 руб. за кв. метр, а стала 17,42 руб. При этом собраний жильцов не проводилось, а сумму УК взяла из постановления администрации, в котором определяется размер платы за услугу в неприватизированных муниципальных квартирах.

– Дом у нас новый, даже текущий ремонт, не говоря о капитальном, не требуется, – рассказывает Суржова. – А плата берется в расчете за кв. метр. У нас квартиры есть и по 200 м. Представляете, какие деньги с дома набегают? И на что тратятся?

Активная пенсионерка снова пошла в Госжилинспекцию. Специалисты ГЖИ провели проверку и с выводами женщины согласились.

– Разумеется, это было нарушение прав собственников, – говорит замруководителя Госжилинспекции Волгоградской области Наталья Битюкова. – Инспекция выдала предписание сделать перерасчет всем жителям дома.

Дама с собачкой

Параллельно активистка вела работу среди соседей.

– У меня маленькая собачка, и я каждый день утром и вечером сижу с ней на скамейке у подъезда, – рассказывает Суржова. – Люди идут, здороваются. А когда человек поздоровался, легко и беседу завязать. “Вот вы, умный человек, вам приятно, что вас обманывают?” – спрашиваю. – “Откуда знаете?” И я объясняю.

Жителям Подмосковья увеличат тарифы на услуги ЖКХ

Неудивительно, что соседи выбрали Татьяну Григорьевну председателем совета дома.

Но руководство УК одними словами не проймешь: юристы решили оспорить предписание Госжилинспекции в Арбитражном суде. Однако и суд Волгограда, и 12-й апелляционный суд в Саратове, куда представители УК подали жалобу, встали на сторону жильцов.

Теперь УК должна произвести перерасчет. А жильцы готовятся принять свой тариф.

– Определяясь с тарифом по содержанию дома, жильцам не стоит забывать, что он должен быть разумным, незаниженным, – говорит Наталья Битюкова. – Мы советуем ориентироваться на перечень работ, утвержденный постановлением правительства, в котором расписано, что входит в содержание общего имущества, учитывать состояние дома, нужен ли ремонт.

Коммунальные тарифы в старой Москве вырастут на 9,7 процента

В пользу жильцов

Жильцы дома на Новороссийской, 11, с новым тарифом определились: около 16 руб. В результате эпопеи удалось снизить лишь 1,5 руб. Стоило ли, как говорят внуки Суржовой, заморачиваться?

– Стоило! – уверена бабушка. – Пусть выгода небольшая, но этот тариф мы установили сами. Начинать надо с того, что мы, жильцы, – работодатели для УК.

И если нам что-то не нравится, мы ее сменим, потому что любым делом должны заниматься профессионалы. А права даны, чтобы ими пользоваться. Останавливаться на достигнутом активистка не собирается.

К УК накопились вопросы по начислениям за горячую воду и охрану. Все она намерена разрешить, разумеется, в пользу жильцов.

А в это время

Платили за уборку несуществующего подъезда

Аналогичный спор с УК выиграли и жильцы дома на улице Петроградской, 16. По документам этот дом – многоквартирный, но на самом деле в нем всего две квартиры, у каждой из которых – отдельный вход. Из общего имущества в доме разве что стена, разделяющая квартиры, да крыша.

Тем не менее, как жильцам всякого многоквартирного дома, хозяевам жилья на Петроградской требовалось выбрать управляющую организацию. Так как сами они этого не сделали, УК через конкурсные процедуры определила администрация района. В условиях конкурса был прописан тариф на содержание дома.

При расчете этого тарифа в перечень услуг включили такие работы, как подметание полов и влажная уборка в подъездах, подметание двора, замена разбитых стекол и покраска стен в подъездах, работы по укреплению водосточных труб. Такие услуги в этом доме не могут быть оказаны. Тариф оказался завышенным втрое.

После решения суда администрация должна расторгнуть договор с УК и провести новый конкурс с адекватными тарифами. За уже оплаченное будет произведен перерасчет.

Источник: https://rg.ru/2014/08/14/tarify.html

Как управляющей организации правильно установить размер платы за содержание апартаментов

Как оспорить тарифы управляющей компании

Апартаменты не признаются жилыми помещениями, а следовательно, к ним применяются тарифы для нежилых помещений. Читайте о том, как собственник апартаментов пыталась оспорить в суде такой подход, и о позиции ВС РФ по вопросам начисления платы за ЖКУ в апартаментах.

Почему собственник апартаментов не согласился с начислениями платы за ЖКУ

В собственности истца находились апартаменты, располагавшиеся в нежилом здании – спальном корпусе оздоровительного комплекса. В состав апартаментов входили жилые комнаты, спальни, кухня, душевая и санузел.

При сдаче здания в эксплуатацию застройщик заключил договор на управление зданием с управляющей организацией, которую затем утвердили собственники нежилых помещений на общем собрании.

При этом общее собрание не рассматривало вопросы о перечне работ и услуг, которые по договору должна оказывать управляющая организация и о размере платы за содержание апартаментов и иных помещений. Повторное собрание, на котором собственники пытались утвердить размер платы за жилищные услуги УО, не состоялось из-за отсутствия кворума.

Поэтому управляющая организация, выставляя счета за содержание и ремонт общего имущества собственников в здании, использовала размер платы, прописанный в договоре между УО и застройщиком. Плата за коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию, начислялась по тарифам, установленным для нежилых помещений.

Собственник не согласился с таким подходом к расчётам платы за ЖКУ и подал иск в суд. Он настаивал на том, что:

  1. В отсутствие утверждённого перечня работ и услуг по договору управления и размера платы за содержание 1 кв.м.

    апартаментов начисления должны производиться исходя из размера платы, установленного органом местного самоуправления.

  2. При расчётах платы за коммунальную услугу по энергоснабжению УО обязана применять тарифы для населения и жилых помещений, поскольку апартаменты предназначены для проживания, а не для ведения предпринимательской деятельности.

    Электроэнергия используется истцом на коммунально-бытовые нужды.

  3. Истец не подписывал договор с УО, следовательно, не имеет обязательств перед организацией по оплате её услуг. Нет между сторонами и договорных отношений по поставке и оплате электроэнергии.

Собственник требовал признать действия УО и применяемые ею тарифы незаконными и обязать организацию сделать перерасчёт платы за ЖКУ, оказанные в апартаментах.Что такое апартаменты и чем они отличаются от жилых помещений

Как УО обосновала правомерность произведённых расчётов платы за ЖКУ

Управляющая организация не согласилась с доводами истца. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников в здании утверждён договором, который заключён между УО и застройщиком.

Договор управления на момент судебного разбирательства был действующим. Его подписали почти 75% собственников помещений в корпусе, где проживает истец, и они не оспаривали размер платы за содержание апартаментов, установленный в договоре. При этом истец договор не подписал и за всё время проживания в апартаментах не оплачивал счета за жилищно-коммунальные услуги.

УО пояснила, что не является исполнителем КУ по энергоснабжению. Услуги по начислению и приёму платежей за электроэнергию УО оказывает по агентскому договору с поставщиком услуги. Следовательно, управляющая организация не может решить вопрос с изменением тарифной группы, по которой ведётся расчёт платы за электроэнергию, потреблённую в апартаментах истца.

К делу привлекли представителя гарантирующего поставщика в регионе, снабжающего здание электроэнергией.

Он пояснил, что истцу принадлежит нежилое помещение, которое не относится к жилому фонду, а здание, где расположены апартаменты, не является многоквартирным домом.

По договору с застройщиком поставщик электроэнергии ведёт расчёт за ресурс по нерегулируемым ценам для тарифной группы «Прочие потребители» 1-ой ценовой категории.Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

Почему суд первой инстанции потребовал от УО сделать перерасчёт платы для апартаментов

Решение суда первой инстанции основывалось на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества, применяются нормы ст. ст. 249, 289, 290 ГК РФ и 44 – 48 ЖК РФ (п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

Следовательно, общее имущество в здании принадлежит собственникам нежилых помещений на праве общей долевой собственности, и решения в отношении общего имущества принимаются на общем собрании собственников.

Плата за жилое помещение при этом состоит из платы за содержание жилого помещения, за текущий и капитальный ремонт, и платы за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в здании утверждается на ОСС.

Если собственники такого решения на общем собрании не приняли, то размер платы определяется органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

В здании, где истец владеет апартаментами, собственники помещений не смогли утвердить указанный размер платы. При этом заключённый между УО и застройщиком договор не может заменить решение общего собрания собственников. Поэтому размер платы за содержание и ремонт 1 кв.м. апартаментов должен определяться в соответствии с НПА муниципалитета.

По вопросу применения тарифа на электроэнергию, установленного для населения, суд согласился с ответчиком: УО не является исполнителем коммунальной услуги и действует по агентскому договору с поставщиком услуг. Изменить тариф на электроэнергию УО неправомочна.

Суд первой инстанции частично удовлетворил иск собственника апартаментов, обязав УО сделать перерасчёт платы за содержание и ремонт с применением установленного органом МСУ размера платы для «Жилых домов со всеми видами благоустройства, с лифтом, без мусоропровода». Апелляционный суд оставил решение первой инстанции было без изменений.Размер платы за содержание жилого помещения

По каким основаниям ВС РФ отменил решение первой инстанции

Ответчики подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла основания для удовлетворения жалобы управляющей организации:

  1. Апартаменты не являются объектом жилищных прав, поскольку они не признаются жилым помещением для постоянного проживания граждан и не отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).
  2. Все собственники обязаны вносить платежи за содержание и ремонт общего имущества. Эти платежи должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, которые необходимы для надлежащего содержания общего имущества (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
  3. Орган МСУ устанавливает размер платы для содержания помещения в жилом многоквартирном доме, в котором учитываются расходы для содержания жилого фонда. Такие НПА субъектов РФ не могут применяться для расчёта платы в нежилых зданиях.
  4. Договор управления между застройщиком и УО действует до момента заключения собственниками помещений договора с иной организацией или до избрания на ОСС иного способа управления комплексом.

Собственники помещений в здании не утвердили размер платы за услуги управляющей организации, а применять установленную органом МСУ цену к нежилому зданию нельзя. При этом управляющая организация по факту оказывала услуги и проводила работы по содержанию общего имущества собственников.

Следовательно, по мнению ВС РФ, суд первой инстанции должен был при рассмотрении спора установить объём оказанных управляющей организацией услуг, их стоимость и экономическую обоснованность. Поскольку этого не было сделано, ВС РФ отправил дело на пересмотр в суд первой инстанции.Минстрой: Размер платы за жилое помещение индивидуален для каждого МКД

Запомнить

Согласно мнению ВС РФ, организации, которые управляют зданиями с апартаментами, должны учитывать следующее:

  1. Апартаменты не признаются жилым помещением несмотря на то, что в них могут постоянно проживать собственники или наниматели.
  2. К апартаментам не применяются тарифы и цены, установленные для жилых помещений и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.
  3. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в жилом и в нежилом здании утверждается на общем собрании собственников помещений.
  4. Размер платы должен быть экономически обоснованным и достаточным для надлежащего содержания общего имущества собственников.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/9681/kak-uo-pravilno-ustanovit-razmer-platy-za-soderzhanie-apartamentov

Тариф управляющей компании многоквартирным домом

Как оспорить тарифы управляющей компании

Многие люди не задумываются о системе формирования тарифов управляющей компании. Они просто платят по счёту, иногда возмущаясь от очередного повышения стоимости услуг, но не более того.

Однако чтобы избежать обмана со стороны управляющей организации, следует иметь представление о системе формирования тарифов на услуги ЖКХ.

В статье наши эксперты расскажут о том, на каких основаниях УК может повышать стоимость услуг и каким способом можно проверить правомерность завышенных тарифов управляющих компаний.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82. Это быстро и бесплатно!

Оплата за содержание и ремонт в жилом помещении является итогом договоренности между сторонами договора управления МКД. УК не имеет права в одностороннем порядке (не проведя согласование с собственниками жилья) заниматься установлением или изменением тарифов.

Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу № А66-5611/2009.

Стоит отметить, что перед предложением в адрес жильцов того или иного размера оплаты, необходимо определиться с таковым самим.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Как управляющая компания устанавливает тарифы на содержание и ремонт жилья

В ходе процесса установления тарифа за содержание и ремонт жилых помещений, первоочередным выступает перечень услуг и работ. Для расчета цены по содержанию и ремонту жилых помещений, в обязательном порядке необходимо определить список работ и услуг.

Кстати говоря, исходя из практики, львиная доля управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ с последующим объявлением только лишь общего размера платежа. При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники МКД не в состоянии его полноценно проконтролировать.

В таких случаях, довольно проблематично реализуема норма касательно соразмерного содержания и ремонта в условиях неустановленной периодичности совершения конкретных работ (в отношении которых посредством нормативно-правовых актов не определялась периодичность).

Помимо этого, УК должна принять на себя ответственность по обеспечению надлежащего состояния общедомового имущества в многоквартирном доме (что, в свою очередь, предоставляет для Жилинспекции реальную возможность наложения штрафа в ответ на любое нарушение), однако, в реальности же не несет должный объем ответственности по выполнению перечня конкретных работ перед сособственниками.

Услуги и работы, направленные на содержание и ремонт общего имущества в МКД, а также алгоритм корректировки перечня таких работ и услуг, выступают как основные договорные условия по договору управления (регламентировано пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса).

Вышеуказанный перечень должен быть утвержденным в рамках общего собрания совладельцев дома (регламентировано пунктом №17 правил по содержанию и ремонту общедомового имущества).

Основной минимум работ по обслуживанию многоквартирных домов отражен в тексте Правил по эксплуатации жилищного фонда, который, в свою очередь, утвержден Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года под № 170.

Помимо вышеуказанных подзаконных нормативно-правовых актов, основой для разработки перечня работ и услуг по конкретному МКД следует считать Приложение №2 Правил проведения органом местного самоуправления открытых конкурсов для отбора УК для управления МКД, которое было утверждено посредством постановления Правительства от 06 февраля 2006 года под № 75.

Актуальное законодательство РФ в сфере жилищных гражданско-правовых отношений подразумевает, что указанный перечень работ и услуг должен быть установлен для абсолютно каждого отдельно взятого МКД с учетом его характерных особенностей. Исходя из подобного положения, объемы платы будут персональными и дифференцированными по каждому дому.

Бытует мнение относительно того, что сособственники МКД и управляющая организация по объективным причинам не в состоянии определить четкий список по запланированным работам и услугам, так как не является достоверно известным тот факт, что никакие работы и услуги, кроме указанных, не станут необходимыми в течение временных рамок для действия договора между указанными сторонами.

Подобное заключение было озвучено в рамках Постановления ФАС ЗСО от 23.12.2009 г. относительно вопроса по привлечению УК к ответственности административного характера в ответ на нарушение Правил содержания общедомового имущества.

Со стороны судей было высказано мнение, что подобное соглашение невозможно отнести к разряду договоров возмездного оказания услуг и, поэтому, не следует брать во внимание, что ответственность УК имеет ограничение посредством обязательств по конкретному договору. Однако стоит отметить, что такой договор выглядит довольно спорно.

Размер платы, который предлагается со стороны собственников помещений МКД, должен иметь обоснования, а также должен быть направлен на обеспечение рентабельности управляющей компании. При условии, что компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Для планирования себестоимости работ и услуг, следует применить такие нормативно-правовые акты:

  • Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);
  • Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  • Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).

При этом, в качестве помощи, субъектам хозяйствования могут быть предложены различного рода методические рекомендации и пособия, которые не являются нормативными документами, а также продукты программного характера, которые предназначены для определения стоимости работ по содержанию и ремонту отдельно взятого МКД.

Также имеются компании консалтинговой специализации, которые занимаются предоставлением услуг обоснования тарифов. Плата за ремонт и содержание жилого МКД не должна регулироваться со стороны государственных органов, поскольку алгоритм и источники формирования таковой не закреплены в нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Норма о тождественности цены приобретения и реализации имеет свое распространение лишь на предоставляемые коммунальные услуги от УК (закреплено в п. № 15 Правил по предоставлению коммунальных услуг).

УК, в принципе, не имеет такого обязательства – рассчитывать плату за ремонтные работы жилого помещения для жильцов МКД, основываясь лишь на ее расходах по оплате данных работ и услуг, которые были выполнены посредством привлеченных организаций.

Нет такого правила или же законной нормы, которая бы ограничивала УК в применении наценки к стоимости работ подрядчика.

Для соблюдения права потребителя на корректировку платы за содержание и ремонт в жилом помещении, при оказании услуг работ неудовлетворительного качества, цена за каждую отдельную услугу и работу должна быть дифференцирована.

Как оспорить тарифы управляющей компании

Согласно нормам жилищного законодательства, тарифы по содержанию и ремонту жилого помещения должны быть установлены собственниками. Данные тарифы не являются регулируемыми со стороны государства, чем в корне отличаются от многих других жилищно-коммунальных услуг.

При условии, что в рамках МКД создавалось ТСЖ или ЖСК, то по нормам ЖК РФ, взносы по содержанию и ремонту общедомового имущества должны быть определены со стороны органа управления, основываясь на подверженной утверждению смете доходов и расходов относительного ближайшего календарного года.

Когда МКД руководит управляющая компания, тарифы устанавливаются в рамках общего собрания сособственников дома, учитывая предложения УК по перечню, а также объему и цене за требуемые работы и услуги. С данным перечнем совладельцы многоквартирного дома могут как согласиться, так и не согласиться, это их полное право.

Однако УК должна довести до ведома жильцов МКД данные о состоянии дома, результатах проведенных работ за период прошедшего года, а также об итогах весеннего и осеннего осмотров общедомового имущества.

Для нового тарифа на содержание и ремонт утверждением выступает согласие более половины количества сособственников дома.

В тех домах, где со стороны жильцов наблюдается ответственное отношение к обязанностям по участию в домоуправлении, обслуживание на порядок выше остальных среднестатистических домов.

Многие УК, которые принимают решение по увеличению «первой» строки платежки в одностороннем порядке, как правило, объясняют такое действие ростом инфляционного индекса. Их мотивировка заключается, в основном, в росте цен на материалы и сырье, которые применяются во время ремонта и обслуживания общедомового имущества.

При подобных обстоятельствах, УК зачастую ссылаются на договорные условия соглашения, которое, к слову сказать, должно быть утверждено на общем собрании совладельцев. Если же таковое не было проведено, и это вполне очевидно и доказуемо, то такие ссылки УК можно смело считать незаконными.

При условии, что претензии в адрес УК игнорируются последними, стоит жаловаться в суд или прокуратуру. Образец жалобы можно скачать здесь.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Обоснование вывода:

Источник: https://italiajournal.ru/tarif-upravlyayuschey-kompanii-mnogokvartirnym-domom.html

Правовое решение
Добавить комментарий