Как заставить платить за коммунальные услуги соседей

Коммуналка по-новому: украинцев заставят платить за соседей

Как заставить платить за коммунальные услуги соседей

В Украине собираются радикально изменить принцип начисления платы за коммунальные услуги: жителей многоквартирных домов обяжут платить за воду и тепло, не по индивидуальным, а по общедомовым счетчикам (нежилые помещения должны быть оборудованы приборами учета уже в октябре 2017 года). В июне Верховной Радой был принят закон о коммерческом учете коммунальных услуг (№4901), и уже передан на подпись президенту. Если он будет подписан, то новые правила будут внедрены в нашей стране уже с 1 октября 2018 года.

«Фактически этот закон делает ненужными квартирные счетчики тепла, холодной и горячей воды. Так как жителям многоквартирных домов будут насчитывать плату, исходя из показаний общедомовых приборов учета», — прокомментировал ситуацию директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

  • Когда власти решатся на выселение украинцев из квартир

Это значит, что все потери во внутридомовых сетях (до входа в квартиру) будут распределяться между всеми жильцами. То есть, совершенно не важно, что ваш счетчик показывает меньше, чем с вас будет требовать поставщик коммунальных услуг.

С июля 2014 года действует закон (№1198), по которому все поставщики коммунальных услуг обязаны заключить прямые договора с потребителями (так называемый поквартирный учет). То есть, плата потребителю начисляется исходя из показаний квартирного счетчика или нормативного потребления.

«После принятия закона о коммерческом учете действующие нормы законодательства фактически будут отменены.

Так как теперь предлагается платить по общедомовому счетчику, а показания квартирных приборов учета будут использованы только для вычисления доли каждого жилища в общем счете.

Но при все, что дом фактически потребил, будет распределяться между всеми жильцами», — объяснил Александр Сергиенко.

  • Что будет с курсом доллара осенью: 8 рисков для Украины

Раньше индивидуальный потребитель тепла при недогреве батарей в квартире, имел право на проведение перерасчета оплаты за не предоставленную услугу или услугу ненадлежащего качества (согласно постановлению КМУ №151 от 17 февраля 2010 года).

Теперь же, несмотря на это, жильцы будут платить за разницу между показаниями узла коммерческого учета тепла на дом. То есть, поставщик услуги в любом случае будет взимать ту сумму, которую показывает его коммерческий узел.

Такая же ситуация будет складываться и с общедомовым узлом коммерческого учета холодной воды. Разница между общедомовым счетчиком и индивидуальными будет делиться на всех потребителей воды.

Такая ситуация никак не стимулирует монополиста к поддержанию сетей в исправном состоянии — ведь за весь расходованный ресурс заплатит сполна конечный потребитель.

Вероятно, таким образом государство пытается стимулировать граждан к объединению, например, в ОСМД, чтобы привести в порядок дом и свести к минимуму потери воды, тепла и прочих ресурсов. Ведь, как показала практика, украинцы не слишком хотят брать на себя ответственность за содержание своего жилья.

Старый закон не сработал

По данным Госстата, до принятия закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (№417 от 14 мая 2015 года) в стране насчитывалось 15,9 тыс. зарегистрированных ОСМД. Через год, когда предполагалось, что граждане либо объединятся в ОСМД, либо дому будет назначена управляющая компания, число таких объединений выросло почти на 3 тысячи, до 18,7 тыс.

Как заявлял в марте 2017 года министр регионального развития, строительства и ЖКХ в Украине Геннадий Зубко, за прошлый год количество объединений многоквартирных домов увеличилось на 8 тысяч, до 22,7 тыс. ОСМД, которые объединяют 26 тысяч многоквартирных домов.

«Если учесть, что в Украине есть примерно 155 тыс. таких домов, выходит, то в управлении жильцов находится всего 17% домов», — рассказал Александр Сергиенко.

  • Как дорогая коммуналка перекроила продажи жилья в Киеве

Он считает, что люди ментально не готовы и материально не обеспечены, чтобы взять на себя обслуживание своего дома. Особенно в старом жилфонде, на содержание и ремонты которого требуются огромные средства.

Поэтому закон о принудительном объединении граждан фактически провалился. Тем более, что до сих пор так и не появились методики определения управляющих компаний, критерии их отбора и прочее.

Потому процесс объединения будет идти естественным путем, а не в приказном порядке. Прежде всего, в новых домах, где жильцы инвестировали немалые средства в строительство квартир, и кровно заинтересованы в качественном обслуживании своего имущества.

Правда, в Минрегионразвития видят причину задержки в реализации закона №417 в том, что еще не принят третий закон — новая редакция закона «О жилищно-коммунальных услугах».

Соответствующий законопроект (№1581-д) принят только в первом чтении.

В нем, в частности, прописана ответственность, права потребителя и поставщика услуг, а также качество услуг ЖКХ, которые должны предоставляться потребителям.

Впрочем, если потребителям нечем платить за коммуналку, то они не будут этого делать при любом законе. Так, по данным того же Минрегионразвития, за пять месяцев 2017 года долги украинцев за ЖКХ выросли еще на 228 млн грн (на 1,7%), до почти 14 млрд грн.

  • Как украинцы могут спорить с налоговиками на деньги

Общий накопленный долг по оплате жилищно-коммунальных услуг, согласно данным Госстата, на конец мая 2017 года составил 29,2 млрд гривен.

В частности, долги за газ — 11,3 млрд грн, за отопление и горячую воду — 8,9 млрд грн, за электроэнергию — 3,9 млрд грн, за содержание домов и придомовой территории — 2,9 млрд грн, за холодную воду и канализацию — 1,8 млрд грн, за вывоз мусора — 0,4 млрд грн.

Источник: //ubr.ua/market/real-estate/kommunalka-po-novomu-ukraintsev-zastavjat-platit-za-sosedej-3849035

Эксперты предложили членам ТСЖ оплачивать долги соседей за услуги ЖКХ

Как заставить платить за коммунальные услуги соседей

Эксперты Алексея Кудрина из Центра стратегических разработок предложили реформу товариществ собственников жилья. Их членами должны стать все жильцы многоквартирных домов, которые будут оплачивать долги неплательщиков ЖКУ. 

Центр стратегических разработок (ЦСР) выступил с инициативой реформировать товарищества собственников жилья (ТСЖ), обязав всех собственников жилья многоквартирных домов становиться его членами. Предложения содержатся в аналитическом докладе ЦСР (есть в распоряжении РБК), подготовленном по результатам исследования жилищно-коммунального комплекса России.

По замыслу ЦСР, решение об учреждении ТСЖ будут, как и сейчас, принимать сами собственники жилья.

Но если такое решение принято, то в товарищество обязательно будут включаться все владельцы жилья в многоквартирном доме и все они будут делить между собой субсидиарную ответственность по общим обязательствам.

Если кто-то из собственников задолжал за услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в доме, то остальные должны будут погасить эту задолженность, а затем взыскать ее с должника.

В документе предлагается несколько вариантов такого взыскания.

В частности, если задолженность за услуги ЖКХ составляет шесть месяцев и более, то в качестве обеспечительной меры помещение должника становится залогом.

​В дальнейшем, если должник в установленный законом срок не погасит долг, помещение по решению суда может быть передано ТСЖ. Чтобы этот механизм заработал, ЦСР предлагает внести поправки в Гражданский кодекс.

«Создание такой конструкции ТСЖ не только обеспечит совместную ответственность собственников за состояние общего имущества, за оплату оказанных услуг, выполненных работ в отношении общего имущества, но и будет способствовать тому, что такие ТСЖ будут рассматриваться как надежные заемщики на финансовом рынке для модернизации общего имущества многоквартирных домов», — объясняют авторы доклада.

В ЦСР отмечают, что нынешняя модель, при которой параллельно существуют и члены ТСЖ, и «неприсоединившиеся» собственники, оказалась неэффективной и нестабильной.

По данным ГИС ЖКХ на октябрь 2018 года, в России 42% домов управляются управляющими организациями, а на ТСЖ, ЖСК, ЖК и другие виды кооперативов приходится всего 3,4%. При этом на странице системы указывается, что всего в базе данных системы числится 1,4 млн объектов. При этом о более чем 600 тыс. из них нет данных о способе управления.

В целом предложение ЦСР выглядит нереалистичным, это прямое копирование действующего в Европе порядка управления кондоминиумом, заявил РБК представитель Минстроя.

«Состояние гражданского общества в России еще не достигло такого уровня, чтобы все жители многоквартирного дома согласились нести ответственность за соседа и выступать объединением собственников в качестве, по сути, корпорации», — уточнил представитель ведомства.

Кроме того, по его словам, в инициативе ЦСР «усматривается нарушение конституционного принципа права свободы собственности».

Долги на 1,4 трлн руб.

В этом году долги граждан и юридических лиц за услуги ЖКХ в России выросли до 1,4 трлн руб. Средний размер установленной судом задолженности составляет 46 тыс. руб. «Проблема неплатежей очень актуальна, только моей организации должны 87 млн руб.

, — говорит гендиректор управляющей компании «Жилстройсервис» Геннадий Майоров. — Чтобы исправить ситуацию, главное, что нужно поменять, это разрешить взыскание на единственное жилье».

Если собственник в соответствии с Гражданским кодексом несет бремя содержания своего имущества, то пусть он отвечает своим имуществом за его содержание, рассуждает Майоров.

Изменение действующего законодательства для введения новой схемы работы ТСЖ «вряд ли возможно», категорична старший юрист практики по недвижимости и инвестициям фирмы «Качкин и партнеры» Вероника Перфильева.

«В том числе потому, что данные изменения предполагают возможность посягательства на конституционное право гражданина на жилище», — полагает юрист, добавляя, что изменения нужно будет внести не только в Гражданский кодекс, но и в Жилищный кодекс и Конституцию России.

Авторы доклада, в свою очередь, уверены, что изменения в Конституции не потребуются, поскольку «в отношении отдельных организационно-правовых форм юрлиц гражданское законодательство допускает обязательное членство».

«Стоимость квартиры и долг за жилищно-коммунальные услуги несоразмерны, и суд не пойдет на то, чтобы накладывать арест на квартиру за то, что человек задолжал даже 100 тыс. руб.», — уверен ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ общероссийского общественного движения «За права человека» Виктор Федорук.

По его словам, введение субсидиарной ответственности — это избыточная мера. «Если у человека есть какое-то имущество, его сначала описывают и конфискуют в счет погашения долга, для этого есть судебные приставы. Никаких проблем подать в суд сегодня у управляющей компании, ТСЖ, ЖСК нет.

Были бы желание и средства на юриста», — указывает Федорук.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: //news.ykt.ru/article/78538

Украинцев обязали платить за коммуналку соседей: когда платежки вырастут в 1,5 раза

Как заставить платить за коммунальные услуги соседей

В Украине платить за “потерянные” в доме тепло и воду будут не поставщики, а жители. Соответствующий закон и подзаконные акты уже приняты. И если по теплу особых вопросов не возникает – платить придется за обогрев квартиры и общей территории, то в ситуации с водой суммы в платежках в отдельных случаях могут вырасти в 1,5 раза.

С 1 мая часть украинцев будет платить за себя и соседа

Первым о старте новой методики расчета платежек сообщил “Киевводоканал”. Правда, позже новость удалили. Так, предприятие заявило, что собирается учитывать в сумме так называемый “небаланс” уже с 1 февраля.

Однако в Минрегионстрое рекомендовали дождаться 1 мая, когда полноценно вступит в силу закон “О коммерческом учете коммунальных услуг”.

У украинцев есть еще несколько месяцев для того, чтобы установить счетчики и договориться с соседями.

Небаланс – разница между тем, что намотал домовой счетчик, и суммой квартирных приборов учета. Как рассказала вице-президент Ассоциации водоканалов Ольга Бабий, в отдельных многоэтажках эта разница составляет 50%.

“Жители многоквартирных домов пользуются магнитами на счетчики, указывают их недостоверные показатели. Нужно проводить разъяснительную работу…” – говорит Бабий. И если раньше небаланс платил водоканал, сейчас эта ноша ляжет на плечи потребителей. Главное, что изменил закон: счетчиком коммерческого учета (от него зависят суммы в платежках) считается не квартирный, а домовой прибор учета.

Например, если дом за месяц получил 900 кубометров воды, а все жители в сумме указали, что потратили 450 кубов, разницу 50% должен покрыть водоканал, тогда как жители могут заплатить по квартирным счетчикам. Так будет до 1 мая 2019 года.

А уже после указанной даты 450 кубов небаланса разделят на всех жильцов. Если речь идет об ОСМД, то правление дома может самостоятельно распределить, в какой пропорции распределять сумму.

Скорее всего, она будет зависеть от объемов потребления или делиться поровну на всех.

“Это будет новый эволюционный закон, когда жители сами должны определять, по какой схеме будут распределять небаланс”, – объясняют в Ассоциации водоканалов.

Всего закон предусматривает два варианта распределения небаланса. Первый – если у всех стоят квартирные счетчики. Второй – если часть квартир без приборов учета (в разных городах таких до 10%).

Итак, если нет счетчика, то в квартире посчитают потребление по нормативу (в случае проверки счетчика – усредненное потребление за три месяца). Например, в доме на 45 квартир в трех нет счетчиков на воду.

При подсчете сумм в платежках показания домового счетчика отнимут от показаний 42 квартир и трех нормативов.

Суммы в платежках могут вырасти в 1,5 раза в случае, если соседи активно воруют воду. Например, установили магниты на счетчики, подают ложные показатели. Также за “лишнее” придется платить, если соседи поливают участки возле дома. Или в квартире без счетчика прописана одна бабушка (норматив на одного человека), а по факту с ней живут трое детей и двое внуков.

Координатор жилищных программ “Опоры” Татьяна Бойко также соглашается, что с внутридомовыми потерями воды могут возникнуть проблемы. Один из вариантов их решения – установка специальных антимагнитных устройств.

Проблема кражи воды с 1 мая станет проблемой всего дома. Уже сейчас украинцы, живущие в многоэтажках, могут поинтересоваться, есть ли “небаланс” воды в их доме. И если окажется, что разница существенная – стоит задуматься над установлением антимагнитных средств и провести “воспитательную работу” с соседями. Иначе придется заплатить не только за себя, но и за соседа.

Время задуматься об экономии

В Украине долгое время вообще не было учета коммерческих услуг, рассказывает эксперт в области энергоэффективности Анна Акерманн.

После резкого роста тарифов оказалось, что действующие нормативы, по которым украинцы платили без счетчиков, значительно завышены.

Например, как показывает практика, в домах с тепловыми счетчиками платят за отопление примерно на 30% меньше. Подобная ситуация и с водой.

задача нового закона – заставить украинцев экономить и платить за все, что использовали. Потери тепла в домах составляют примерно 30%, львиная доля воды теряется из-за неисправных кранов, “дырявых” труб и магнитов на счетчиках. И если раньше потери закладывали в тарифы и распределяли между всеми, то сейчас их покажут в платежках и за них придется заплатить.

Александр Литвин

Источник: //news.finance.ua/ru/news/-/443852/ukraintsev-obyazali-platit-za-kommunalku-sosedej-kogda-platezhki-vyrastut-v-1-5-raza

Права собственников жилья: как не платить за соседей

Как заставить платить за коммунальные услуги соседей

Контекст

Права жильцов: как утихомирить шумных соседейПрава жильцов: ставим счетчик – как избежать “разводок”

«Резиновые квартиры» – дело почти привычное. Они есть практически в каждом доме. Хорошо, если их жильцы, хоть и живут «кучно», никому не мешают, ведут себя вежливо и при этом сами оплачивают свои коммунальные счета, причем  «по полной программе». 

Но, увы, так бывает далеко не всегда.

Чаще всего в квартире, в которой  проживают пять, а то и десять жителей (в основном это касается мигрантов, вскладчину арендующих крышу над головой), реально зарегистрирован один человек, а индивидуальные счетчики на воду и на электроэнергию (если мы имеем дело с некоторыми малоквартирными домами и общежитиями) не установлены.

Вот и получается, что пользуются жилищно-коммунальными услугами 10 человек, при этом платят такие квартиранты как бы только за одного, а за всех остальных вынуждены «отдуваться» соседи. Как не попасть в такую ситуацию и что делать, если вы в нее уже попали?

Игра в молчанку

«Первопричина таких явлений – сложности с регистрацией по месту пребывания. Причем актуальны они для всех регионов без исключения, а не только для Москвы и Санкт-Петербурга, как принято считать», – говорит первый заместитель исполнительного директора национального центра «ЖКХ-контроль» Александр Козлов.

В сознании россиян  процедура регистрации воспринимается как институт прописки, некий разрешительный порядок проживания в указанном месте. Много квартир сдаются в коммерческий наем, и собственники не хотят, чтобы государство об этом знало. А квартиросъемщики боятся, что если те себя «обозначат», арендодатель выгонит их на улицу или повысит арендную плату.

В итоге все молчат, никто не хочет связываться с бюрократической системой.

«Чрезмерное потребление воды и электричества в «резиновых» квартирах  отражается на показаниях общедомовых приборов учета. Добросовестные граждане снимают показания со своих счетчиков, подают их в управляющую компанию.

Потом компания снимает показания с общедомовых приборов учета. А разницу в показаниях индивидуальных и общих счетчиков распределяют на всех жильцов, но в пределах установленных региональных нормативов на общедомовые нужды», – продолжает Козлов.

Фактически добросовестные потребители начинают платить за недобросовестных.

Куда податься честному человеку

Помочь законопослушным гражданам снять с себя такую обузу призвано постановление правительства № 354, которым устанавливается порядок фиксации граждан, которые проживают в квартирах без регистрации.

Совет многоквартирного дома, просто  активные собственники могут совместно со своей управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг проводить проверки и составлять акты. Обычно они совершают обход по квартирам, где, по информации очевидцев, проживает неустановленное число лиц без регистрации.

Не всегда в эти квартиры можно попасть, скажет скептик. Но закон позволяет даже со слов соседей фиксировать, сколько человек реально проживает в таком помещении. И этот акт является основанием для последующего начисления платы за коммунальные услуги, исходя именно из фиксированного числа проживающих.

Правда, не все управляющие компании пользуются этим инструментом: многие из них полагают, что ходить по квартирам – дополнительная работа, и гораздо легче переложить бремя оплаты на плечи добросовестных жителей. А у самих жильцов дома нет права составлять подобные акты.

Но и на управляющую компанию можно найти управу. Например, обжаловать бездействие в орган жилищного надзора – государственную жилищную инспекцию, которая теперь есть в каждом регионе, и должна осуществлять контрольно-надзорные мероприятия за управляющими компаниями.

Если будет установлено, что управляющая организация не реагирует на обращение жильцов, не принимает участия в составлении таких актов, не соблюдает постановление правительства № 354, контрольный орган может сделать предписание, указать на недопущение нарушения закона.

Что дальше

Освобождает ли составленный акт от обязанности платить за себя и за «того парня»? 

Во-первых, если вы получили квитанции и увидели в графе «общедомовые нужды» чрезмерно завышенную плату за холодную и (или) горячую воду, нужно сразу начинать разбираться. Будет полезно принимать активное участие в снятии показаний общедомовых приборов учета, потому что без контроля со стороны жителей управляющая компания может, когда нужно, занижать их, а когда нужно – завышать.

Во-вторых, надо выявлять «резиновые» квартиры и составлять акты о количестве реально проживающих в них граждан. С момента составления этого акта жителям такой квартиры придется платить по счетам адекватно потребленным ресурсам, платежи же всех остальных жителей станут меньше.

При этом акты не надо составлять ежемесячно – одного документа достаточно для выставления квартире адекватного счета на протяжении долгого времени, пока квартира является «многолюдной».

Если ее «хозяевам» это не понравится, они выселят квартирантов, «обнулят» акт, а потом опять сдадут квартиру группе жильцов.

В таком случае акт можно будет составить повторно и продолжать после того выписывать квитанции в зависимости от числа реально проживающих лиц.

Капитализм это учет

Несколько слов о счетчиках. Обязанность устанавливать их в квартирах определена Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.  Каждый добропорядочный россиянин должен был сделать это до 1 июля 2012 года. 

Для тех, кто это не сделал, со следующего года платежи за коммунальные слуги будут увеличиваться на 10 процентов каждые полгода. Но в Белом Доме считают, что этого не достаточно, поэтому сейчас обсуждается вариант других повышающих коэффициентов к базовым платежам – например, плюс 30 процентов каждые три месяца. 

Так что рано или поздно наступит момент, когда владельцам квартир и квартиросъёмщикам станет выгоднее устанавливать счетчики и платить за реально потребленный объем энергии и воды, чем бегать по соседским квартирам в поисках десятков нелегалов.  

Марина Алехина

Источник: //rapsinews.ru/legislation_publication/20140917/272129667.html

Правовое решение
Добавить комментарий