Обязано ли тсж страховать лифты

Жильцы многоэтажек заплатят стотысячные штрафы, если УК и ТСЖ не застрахуют лифты

Обязано ли тсж страховать лифты
Меньше месяца осталось до вступления в силу некоторых пунктов федерального закона “Об обязательном страховании опасных объектов”. Примечательно, что в список “опасных” попали и лифты в многоквартирных домах.

Страховые взносы придется оплачивать самим жильцам многоэтажек – равно как и штрафы до полумиллиона рублей, которые лягут на плечи потребителей, если управляющая организация вовремя не заключит договор со страховщиком.Об этом сообщает “НР“.

Как передает корреспондент “Нового Региона”, с января 2012 года в России вступил в силу новый федеральный закон № 225 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”. Примечательно, что, согласно пп. в п. 1 ст.

5 ФЗ № 225, в список “опасных” попали и пассажирские и грузовые лифты – в том числе и в многоквартирных жилых домах. И по закону владельцы подъемных механизмов – в данном случае это собственники помещений многоэтажек, т.е.

непосредственно жильцы домов, с 1 января 2013 года будут обязаны осуществлять страхование гражданской ответственности по таким объектам. В случае, например, обрыва троса и падения кабины лифта, пострадавшие пассажиры получат компенсацию из страховых выплат.

Конечно, самим квартировладельцам заниматься заключением договоров со страховщиками не придется – этим должны будут обеспокоиться представители управляющих организаций или ТСЖ. Однако в любом случае расходы на страховые взносы лягут на плечи конечных потребителей, т.е. с 1 января 2013 года суммы в квитанциях на оплату ЖКУ вырастут, отмечает корреспондент “Нового Региона”.

Стоит отметить, что плата за страхование ответственности опасных объектов не повлечет существенных трат для конкретно взятого собственника квартиры. Согласно нормативному акту, страховой полис будет оформляться сразу на весь многоквартирный дом (прим.

НР – именно дом, а не конкретные подъемные механизмы регистрируются в Ростехнадзоре). При этом тариф на страхование подъемников будет рассчитываться, исходя из количества жильцов в доме и лифтов в здании.

Тариф будет варьироваться от 0,05 % до 1,5 % от минимальной суммы страховой выплаты при наступлении страхового случая, которая равна 10 миллионам рублей.

Эксперты-страховщики отмечают, что в среднем размер ежемесячного взноса будет составлять около 5-6 тысяч рублей, но тут же успокаивают – со всего дома, т.е. эта сумма будет распределена между всеми собственниками.

Между тем, куда большие расходы лягут на плечи жителей многоэтажек в том случае, если обслуживающая организация вовремя не заключит договор страхования на лифт.

Собственникам многоквартирных домов, где страховка не будет оформлена к 1 января 2013 года, нужно будет заплатить штрафы – около 300-500 тысяч рублей.

Примечательно, что представители нерасторопных УК и ТСЖ тоже получат штрафы, правда, в разы меньшие – по 15-30 тысяч рублей за неисполнение закона.

Добавим, что, по мнению авторов закона, включение лифтов в список опасных и обязательных для страхования объектов, поможет повысить уровень ответственности их владельцев, и те станут эффективнее заниматься капитальным ремонтом устаревшего оборудования.

Напомним, что только в Екатеринбурге по состоянию на прошлый год в двух тысячах многоквартирных домов были признаны небезопасными и требующими экстренной замены лифты (прим. НР – цена замены одного лифта составляет около 1,2 млн. рублей, при этом сумму эту выплачивают также собственники квартир в доме).

“Этим законом государство старается привести в порядок лифты России. А проблема актуальная. По данным МЧС на 2007 год, в Москве количество лифтов, которые отслужили свой срок, составляет 36%, а в Петербурге – 49%. Сегодня ситуация критически не изменилась, отмечает глава одной из страховых компаний Егор Шадурский.

– Ежемесячно по всей России регистрируется множество случаев, когда неисправный механизм или перетертый трос послужили причинами травм и смерти людей”.

Правда, при этом закон не разъясняет, на каком основании пострадавшие от неисправного лифта смогут обратиться за страховой выплатой. Ведь сам договор со страховщиком будет заключаться с управляющей организацией, и никаких документов у собственников жилья не будет – т.е. при наступлении страхового случая пострадавший, вероятно, должен будет обратиться в обслуживающую организацию – УК или ТСЖ – и потребовать компенсации за ущерб там, а коммунальщики, в свою очередь, будут добиваться выплаты от страховщиков, с которыми заключен договор.

Источник: https://www.amic.ru/news/202996/

Специалист по лифтам в управляющей организации

Обязано ли тсж страховать лифты

Не так давно органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) вели активную работу по проверкам страхования лифтов как опасных объектов. Баталии в судах по обжалованию постановлений о штрафах шли нешуточные. Сейчас со страховкой разобрались более-менее: практически все УО, имеющие МКД с лифтами, их страхуют.

Лифты в многоквартирных домах (МКД) как общее имущество собственников дома подлежат обслуживанию управляющей организацией согласно Минимальному перечню работ по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 г. (далее — Перечень 290) и иным нормам жилищного законодательства. Эти работы входят в обязательные, и их оплата производится собственниками МКД за счет платы за содержание общего имущества (СОИ) МКД.

Пунктом 22 Перечня 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:

  • организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
  • обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
  • обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
  • обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.

В нормах жилищного законодательства отсутствуют требования к тому, какой конкретно персонал должен быть обязательно в управляющей организации (УО) или ТСЖ и в каком количестве. Но сведения о требованиях к наличию того или иного специалиста содержатся также и в отраслевых нормах законодательства РФ.

08 июля 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее — Правила 743).

Пунктом 3 Правил 743 установлены следующие понятия:

  • «владелец объекта» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта; в отношении объектов в многоквартирном доме – лицо, осуществляющее управление МКД в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ);
  • в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме и в случаях, если способ управления МКД не выбран или не реализован, – специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении объекта, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее — Правила 491/Правила изменения платы 491).
  • «квалифицированный персонал» – физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
  • «специализированная организация» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности, которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и по ремонту объектов.

В пункте 4 Правил 743 установлено, с помощью каких мер обеспечивается безопасное содержание и эксплуатация лифтов владельцем объекта.

Исходя из вышеуказанных понятий, владельцем лифтов в МКД является управляющая организация.

Соответственно, УО и обязана обеспечить выполнение всех норм по безопасному использованию лифтов и иного оборудования, перечисленного в Правилах 743 при наличии его в МКД.

Одним из таких требования является соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций (пп «р») и назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных настоящим пунктом (пп. «с» – действует с 03 января 2019 года, изменения внесены Постановлением Правительства РФ № 1639 от 22.12.2018 года).

Таким образом, с внесением изменений в Правила 743 устранена неконкретность подпункта «р» по поводу которого возникали споры о том, должен ли быть назначен ответственный с определенной «корочкой» об обучении в управляющей организации или достаточно заключить договор со специализированной организацией по обслуживанию лифтов, где такие специалисты имеются. Хотя и раньше надзорные органы толковали закон в свою пользу, конечно, но особо остро вопрос этот при проверках не стоял.

Хотя еще после принятия Правил 743 в 2017 году, но до внесения изменений в пункт 4 в конце 2018 года, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), разъясняла в своих ответах, что назначение такого ответственного лица в специализированной организации на основании договора с ней, не освобождает владельца объекта (лифта и т.п.) от назначения ответственного лица за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала.

Этот персонал должен соответствовать профессиональным стандартам и подтвердить свою квалификацию в

Источник: https://burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/spetsialist-po-liftam-v-upravlyayushchey-organizatsii/

Правовое регулирование страхования гражданско-правовой ответственности владельцев лифтов в многоквартирных домах

Обязано ли тсж страховать лифты

УДК 347.5 ББК 67.404.2

Правовое регулирование страхования гражданско-правовой ответственности владельцев лифтов в многоквартирных домах

Евгений Игоревич ЧЕТЫРУС, аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности E-mail: eugenjohn@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие в рамках отношений по страхованию деликтной ответственности владельцев лифтов в многоквартирных домах. Устанавливается, что в действующем российском законодательстве существует коллизия в регулировании данных отношений; предлагаются варианты по исправлению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: страхование, гражданско-правовая ответственность, лифт.

Annotation. This article deals with some problems arising under tort liability insurance of owners of elevators in apartment buildings. It is well-known that there is a conflict in the management of relationship in the existing Russian legislation; the options to remedy the situation can be also offered.

Key words: insurance, civil responsibility, elevator.

Научный руководитель — А.В. Ермаков, кандидат юридических наук, доцент Рецензент — В.М. Наумов, кандидат юридических наук

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасныж производственный обыектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.

33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 4 марта 2013 г.

№ 22-ФЗ к опасным обыектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование своей гражданско-правовой ответственности, были отнесены inter alia лифты, подыемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах)1.

В связи с этим возникли некоторые вопросы, связанные с реализацией обязательного страхования деликтной ответственности владельцев таких опасных обыектов.

В первую очередь, хотелось бы выяснить, кто же может являться страхователем, т.е. владельцем вышеназванных опасных обыектов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об обязательном

страховании гражданской ответственности вла-делыца опасного обыекта за причинение вреда в резулытате аварии на опасном обыекте» от 27 июля 2010 г.

№ 225-ФЗ владелыцем опасного обыекта признается «юридическое лицо или индивидуалы-ный предпринимателы, владеющие опасным обыектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного обыекта»2.

Как видно, просто физические лица не могут являтыся владелыцами опасного обыекта и, соответственно, страхователями по договору страхования гражданско-правовой ответственности владелыцев опасных обыектов. Возникает вопрос: кто может признаватыся владелыцем лифтов в многоквартирном доме?

Жилищным кодексом РФ установлено, что «помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенный для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площад-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2015

ки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы)»3 принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Таким образом, в данном случае владельцами опасного объекта — лифта — могут являться граждане, которые, как уже было выяснено, в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» не могут быть страхователями в отношениях по страхованию деликтной ответственности владельцев опасных объектов. То есть налицо правовая коллизия.

Для того чтобы разобраться в данной ситуации, можно было бы использовать письмо Министерства регионального развития РФ (далее — Минрегиона РФ) от 4 декабря 2013 г. № 22438-11/РД-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу осуществления обязательного страхования владельцами опасных объектов», если бы не содержащиеся в нем противоречия и неясности. Приведем их.

Источник: http://naukarus.com/pravovoe-regulirovanie-strahovaniya-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-vladeltsev-liftov-v-mnogokvartirnyh-domah

Как владельцу лифтов застраховать гражданскую ответственность – МТК Эксперт

Обязано ли тсж страховать лифты
Лифты относятся к категории объектов, владельцы которых обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Перед третьими лицами. За причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Да-да, лифты были и остаются опасными объектами (но не ОПО, обратите внимание).

Обязательность страхования лифтов установлена статьей 5 (п. 1, п.п. 4) Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ. Это касается любых объектов лифтового хозяйства – на производстве, в МКД, в административных зданиях, торговых центрах и т.д.

Ниже мы расскажем, как застраховать лифты (вернее, ответственность их владельцев), сколько стоит страховка и какие документы вы получите на выходе. Но сначала обратим внимание на три важных момента. Мы часто слышим эти вопросы от наших клиентов.

1.

В страховании лифтов как опасных объектов с 2017 года договоры в привычном виде больше не предусмотрены.

В соответствии с п. 1.1 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года № 574-П «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»:

«1.1.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – обязательное страхование) заключается путем вручения страхователю на основании его письменного заявления страхового полиса обязательного страхования по образцу согласно приложению 1 к настоящему Положению. Страховой полис обязательного страхования вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса».

2. Страховой полис можно оформить только после уплаты страховой премии. Это видно из последнего предложения п. 1.1. Положения Банка России от 28 декабря 2016 года № 574-П:

«… Страховой полис обязательного страхования вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса».

Согласно п. 1.9. того же Положения Банка России от 28 декабря 2016 года № 574-П (последнее предложение пункта):

«Обязанность по уплате страховой премии (очередного страхового взноса) считается исполненной со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховщика».

Страховой полис начинает действовать с даты зачисления денег на банковский счет страховой компании (или на следующий день после внесения денег в кассу).

3. В страховании лифтов как опасных объектов нет актов выполненных работ (и аналогичных документов). Закрывающим документом и по бухгалтерии, и, к примеру, на портале поставщиков является сам страховой полис.

А теперь к делу.

Стоимость на страхование ответственности владельца опасного объекта зависит от количества лифтов (которыми вы владеете, которые эксплуатируете, которыми управляете и т.д.). Можно сделать один страховой полис на все ваши лифты. Можно сделать полис на отдельный объект недвижимости (например, жилой дом) со всеми имеющимися лифтами. Или на каждую единицу, как в ОСАГО. Схема страхования роли не играет. Важно то, что тарифы на страхование определяются по количественным группам, как в таблице ниже:

Количество лифтовСтраховая суммаСтраховой тарифСтоимость (страховая премия), руб.
не более 5 ед. 10 000 000 0,015 1500
6 – 10 ед. 10 000 000 0,023 2300
11 – 20 ед. 10 000 000 0,045 4500
21 – 30 ед. 10 000 000 0,075 7500
31 – 40 ед. 10 000 000 0,098 9800
41 – 60 ед. 10 000 000 0,15 15000
61 – 80 ед. 10 000 000 0,195 19500
81 – 100 ед. 10 000 000 0,278 27800
101-150 ед. 10 000 000 0,323 32300
151 и более ед. 10 000 000 0,375 37500

 
Обратите внимание на три момента:

1. Стоимость дана за все лифта, а не за единицу. То есть 1500 р. за все 5 лифтов, а 19 500 р. – за все 80 ед.

2. Страховая сумма тоже указана на всю группу лифтов. То есть, если у вас 5 лифтов и вы страхуете их группой, то не будет 50 000 000 р. Будет 10 000 000 р. на все 5 лифтов. Аналогично с другим количеством. Если вам нужна бОльшая страховая сумма, оформляйте полис на меньшие группы лифтов. Просто будет несколько страховых полисов.

3. Тарифы на страхование и стоимость страховки одинаковы у всех страховых компаний. Они утверждены на уровне федерального законодательства.

Чтобы застраховать лифты как опасные объекты, нужно подготовить и прислать: 1. Реквизиты вашей организации (карточка предприятия).

2. Заполненную таблицу «Перечень ГПМ» (можно скачать здесь).

3. Документ*, подтверждающий право владения объектом (объектами) недвижимости, в котором установлены лифты. Таким документом может быть (даны примеры):

  • Для коммерческих предприятий:

+ Свидетельство о собственности (выписка из ЕГРПН). + Договор аренды.

+ Договор на оперативное управления, хозяйственное ведение и т.д.

  • Для бюджетных учреждений:

+ Свидетельство на оперативное управление (выписка из ЕГРПН) и т.д.

  • Для ТСЖ/ЖСК/ТСН (нужны все три документа):

+ Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК/ТСН. + Устав (зарегистрированный).

+ Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

*Если объект недвижимости еще не введен в эксплуатацию, то в качестве документа о владении подойдет свидетельство о собственности на землю (договор аренды земли), договор на застройку, где фигурирует адрес объекта и аналог.

Обратите внимание:

  • Заявление на страхование мы заполним за вас (другие компании могут этого не делать). Для этого и нужны ваши реквизиты.
  • Документ о праве владения для начала нужен в скане. Далее потребуется его бумажная копия, заверенная подписью руководителя (или иного уполномоченного лица) и печатью организации.

Оформить страховой полис на лифты можно двумя способами:

1. Оплатить счет на страхование лифтов по безналичному расчету (со счета юрлица, ИП или личного банковского счета/карты). В этом случае страховой полис и оригинал заявления вам привезет курьер (в случае с Московской областью – экспресс-доставка, в случае с регионами – заказное письмо Почтой России).

2. Оплатить страховку наличными в кассу страховщика. В этом случае вы приезжаете в офис страховой компании и получаете документы, в том числе страховой полис, сразу (полис начинает действовать со следующего календарного дня).

Послу уплаты страховой премии (см. выше) вы получаете:

1. Полис на обязательное страхование (бланк строгой отчетности, который утвержден Правилами страхования ОСОПО). 2. Экземпляр заявления на страхование, которое включает в том числе перечень лифтов с их заводскими номерами и адресами установки (является неотъемлемой частью страхового полиса). 3. Оригинал счета, анкеты на лифты (или таблица «Перечень ГПМ»), копию лицензии страховщика. Страховой полис оформляется не менее чем на 1 год. Однако вы можете оформить его на 2, 3, 4 года. В этом случае страховая премия (стоимость полиса) становиться больше в два, в три или в четыре раза. То есть страховка 5 лифтов на 3 года будет стоить 4500 рублей. Согласитесь, недорого. За страховое покрытие в 10 000 000 рублей.

Источник: https://mtk-exp.ru/kak_zastrahovat_lifty_po_osopo/

Лифты променяют контроль на страховку

Обязано ли тсж страховать лифты

Лифты полностью перейдут в ведение управляющих компаний и ТСЖ и перестанут контролироваться Ростехнадзором.

Обслуживающие жилфонд организации с 1 января 2013 года будут обязаны застраховать опасные объекты на случай аварии.

Челябинские коммунальщики пока не готовы изучать новый порядок – они пытаются наладить работу постоянно устаревающих лифтов и надеются на бюджетные средства, чтобы заменить старое оборудование.

Обязательное страхование опасных объектов вводится вместо контроля со стороны Ростехнадзора – ведомство планирует вывести из своего поля зрения более половины производственных объектов в стране.

Глава Ростехнадзора Николай Кутьин считает, что существующий сегодня порядок работы с лифтами – подмена, а не реальный контроль.

Как передает «Российская газета», ведомство не может приставить инспектора к каждому лифту, поэтому их владельцы обязаны проводить экспертизы и предоставлять в надзорный орган результаты. В итоге следить за лифтами и отвечать за них будет эксплуатирующая организация, в ведении которой они находятся.

Согласно законопроекту «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», УК и ТСЖ будут обязаны застраховать все лифты, находящиеся у них на балансе.

Договор страхования будет заключаться на один год, а если человек пострадает от аварии, размер страховой выплаты составит не более двух миллионов рублей. Сумма будет рассчитываться в зависимости от степени повреждений.

По договору обязательного страхования страховщик не будет возмещать вред, причиненный имуществу страхователя, убытки, связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред.

Однако тарифы в законопроекте не прописаны, указано лишь то, что они должны быть экономически обоснованными.

Челябинские коммунальщики пока не готовы к введению нового порядка и законопроект подробно не изучали.

Как рассказал начальник производственно-технического отдела УК «Жилкомсервис» Егор Долгошей, сегодня возникает множество проблем с текущим состоянием лифтов, но ничего не остается делать, как проходить техосвидетельствование, направлять его в Ростехнадзор и продлевать срок эксплуатации.

«Жилфонду, который мы обслуживаем, около 25-30 лет, практически все лифты подходят к окончанию своего срока службы, – подчеркивает собеседник. – Сегодня мы можем лишь ремонтировать небольшие детали, капитальный ремонт или замена оборудования стоят слишком дорого – новый лифт оценивается как минимум в 1,5 миллиона рублей».

Страховые компании скорее всего не пойдут на работу с лифтами, которые эксплуатируются больше положенного срока, полагает эксперт.

Кроме того, проблема, которая настолько запущена, не решится одним обязательным страхованием и текущим ремонтом, нужны кардинальные методы.

Очевидно, что подобной работой заняты многие УК города: они вывешивают на своих сайтах новости о прошедших ремонтах лифтового оборудования и остановке кабин на время устранения неполадок.

Несчастные случаи, по словам экспертов сайта, происходят в лифтах редко, но зачастую они ужасающие. К примеру, в 2010 году челябинец скончался в лифте, который зажал его дверьми и протащил до следующего этажа.

А в марте 2011 года лифт в офисном здании города чуть не унес жизнь бизнесмена, пролетевшего в кабине с 16 до 14 этажа.

Люди могут пострадать как от неисправности механизма закрывания дверей, так и пожара из-за замыкания или действий вандалов.

Другое опасение экспертов – лифты выходят из-под контроля Ростехндзора. «Контроль за опасными объектами в домах необходим, – считает главный инженер компании «Союзлифтмонтаж» Дмитрий Гридин. – Возможно функции надзора передадут негосударственным экспертным организациям. В любом случае они не должны быть брошенными».

Эксперты отмечают, что обязательное страхование опасных объектов уже давно практикуется – без соответствующего документа Ростехнадзор не допустит лифт к эксплуатации. При этом стоимость страховки (примерно 500 рублей на один лифт) оплачивается из средств собственников дома.

«Возможно, таким образом законодатели пытаются переложить функции надзора за подобными объектами на страховые компании, как это происходит с техническим осмотром транспорта, – полагает начальник юридического отдела ООО «Альтернативная жилищная компания» Валерий Обернихин.

Напомним, Минрегион в прошлом году (после введения технического регламента «О безопасности лифтов») обязал субъекты РФ подготовить целевые программы по модернизации и реконструкции лифтового хозяйства. Но в Челябинске такой пока нет.

Дмитрий Гридин сообщил, что целевая программа существует лишь в планах: есть наработки, предложения от властей и лифтовиков, но ничего не принято на уровне правительства.

Подобная программа – единственная надежда челябинских коммунальщиков, которые понимают, что по федеральной программе капремонта заменяется только малая часть лифтового оборудования, а дополнительные средства на лифты с жильцов не собрать. По словам Егора Долгошея, УК ежегодно подает заявки на участие в программе, но дальше разговоров дело пока не продвинулось.

Источник: https://74.ru/text/house/59008601

Страховка на лифт

Обязано ли тсж страховать лифты

Страхование ответственности владельцев опасных промышленных объектов было введено еще в 1998 году. Однако последствия большинства аварий у нас в стране сегодня ликвидирует государство, а собственник предприятия остается в стороне. С 2012 года в перечень особо опасных объектов, подлежащих обязательному страхованию, войдут и лифты жилых домов.

Волжская коммуна, Самара Елена АНДРЕЕВА Категория опасности Толчком к разработке новой редакции закона стала прошлогодняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В частности, было предложено увеличить лимиты ответственности крупнейших предприятий до реальных миллиардных сумм (в рублях). А также предусмотрено возмещение вреда, причиненного как третьим лицам, так и пострадавшим, работающим на опасном объекте. До настоящего времени ответственность перед ними и их семьями не рассматривалась. Для частных владельцев опасных объектов обязанность застраховаться возникнет с 1 января 2012 года, для бюджетных предприятий и жилых домов с лифтами и эскалаторами – с 1 января 2013 года. К категории опасных объектов будут относиться: АЗС и газонаполнительные станции, а также базы хранения ГСМ, моторных масел; гидротехнические сооружения; здания и сооружения, в которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы), канатные дороги, фуникулеры, а также торговые центры с эскалаторами. Если с производственными площадками все более или менее ясно, то по многоквартирным домам возникают вопросы. На чьи плечи ляжет груз ответственности? «В соответствии с Законом № 225-ФЗ обязанность застраховать свою ответственность за вред в результате аварии на опасном объекте ляжет на владельцев этого объекта, осуществляющих его эксплуатацию, – объясняет начальник отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах» Андрей Копыток. – На сегодня такими владельцами являются товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и государственные учреждения инженерной службы (ГУИС). В зависимости от того, кто отвечает за эксплуатацию опасных объектов, в том числе лифтов в многоквартирных домах, тот и будет платить за страхование».

В ожидании доработки

На сегодня лифтовой парк Самары изношен на 46%, то есть возраст более половины всех лифтов города превысил допустимую отметку в 25 лет. Хотя случаи, когда при застревании человека в лифте в Самаре приходится вызывать спасателей, единичны, риски все равно сохраняются. А если ТСЖ не создано, кто заплатит за страховку? «Лифты в жилых домах и сегодня, в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», входят в состав опасных производственных объектов (обычно объект называется «жилищный фонд» и включает сразу много лифтов), регистрируются в Ростехнадзоре, и ответственность владельцев таких лифтов подлежит страхованию, – говорит директор главного управления по Самарской области ООО «РОСГОССТРАХ ПОВОЛЖЬЕ» Павел Паль. – В этом смысле новый закон не меняет лицо, на которое возлагается обязанность по страхованию. Если сейчас договор страхования заключает эксплуатирующая организация, то и по новому закону она будет это делать». В соответствии с Жилищным кодексом РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме определяет один из способов управления домом: либо непосредственно собственниками помещений, либо посредством ТСЖ, либо путем назначения управляющей организации. Орган местного управления проводит конкурс по выбору управляющей организации, если решение о выборе способа управления не было принято собственниками в течение года до дня проведения такого конкурса. «В случае, если управление многоквартирным домом передано управляющей организации, то договор страхования будет заключать управляющая организация, – отмечает Павел Паль. – На практике встречаются случаи, когда эксплуатация лифтового хозяйства поручается специализированному подрядчику, и он регистрирует лифты в Ростехнадзоре в составе опасных производственных объектов и заключает договор страхования. Случай, когда жильцы эксплуатируют лифтовое хозяйство самостоятельно, без привлечения специализированного подрядчика, в настоящее время законом не урегулирован и, по-видимому, должен быть разъяснен в Правилах страхования, которые будут утверждены постановлением Правительства в течение 2011 года». Пока на федеральном уровне не утверждены тарифы по обязательному страхованию, сложно сказать, как изменится их уровень и, соответственно, размер платы за оказание коммунальных услуг. «Страховые тарифы будут установлены правительством РФ с учетом степени риска по каждому виду объектов, – сообщает директор Центра страхования ответственности ОАО СК «РОСНО» Галина Гуляева. – Сейчас по аналогичным видам добровольного страхования тарифы не превышают 0,5% от страховой суммы. Очевидно, что по обязательному страхованию они будут еще меньше, поэтому не окажут существенного и сколь-нибудь ощутимого влияния на квартплату».

ГЭС и кабина

Страховые суммы, согласно новой редакции, составят от 10 млн до 6,5 млрд руб. в зависимости от возможного числа пострадавших при аварии на объекте. Казалось бы, риски для пассажиров лифтов ниже, чем для работников ГЭС. «Потянут» ли страховщики такие выплаты? «От аварий на грузоподъемных механизмах, в том числе лифтах, ежегодно погибает гораздо больше людей, чем на объектах типа ГЭС, – рассказывает Андрей Копыток. – И абсолютно правильно замечено, что страховщики могут оказаться в незавидном положении в связи с возросшими выплатами. Пока мы не увидим тарифы, которые будут утверждены правительством РФ, сложно ответить на этот вопрос. Но, чтобы, как минимум, окупить страховую выплату за одного погибшего в размере 2 млн рублей, необходимо заключить 400 договоров страхования. А таких погибших – минимум 40 человек, и это только на грузоподъемных сооружениях». Законом предусмотрено создание профессионального объединения страховщиков, куда войдут наиболее устойчивые отечественные компании, отвечающие требованиям, предъявляемым к участникам данного объединения. «В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию страховщики формируют перестраховочный пул для перестрахования крупных рисков, – подчеркивает начальник отдела страхования ответственности департамента страхования имущества и ответственности ОСАО «Россия» Андрей Лифантий. — Риски крупных выплат распределяются по всем участникам пула, что гарантирует возмещение вреда пострадавшим в полном объеме». Таким образом, крупные риски с высокими страховыми суммами окажутся перераспределены между страховыми компаниями-участниками рынка, и в случае убытка финансовая нагрузка на каждую отдельно взятую компанию будет меньше, чем если бы компания удерживала весь риск самостоятельно. Система перестрахования создается именно для того, чтобы обеспечить выплату по крупным рискам, которые в одиночку страховые компании не смогли бы удерживать. А вообще крупные страховые компании в России сегодня могут самостоятельно удерживать риски со страховыми суммами 50-150 млн рублей без ущерба для их финансовой устойчивости. Так что и от обязательного вида не откажутся, тем более что практика уже есть. А учитывая, что страхователями являются владельцы опасного объекта, которые обязаны за свой счет страховать свою гражданскую ответственность. Следовательно, расходы лягут на собственников помещений в многоквартирных домах, которым принадлежит общее имущество многоквартирного дома, в том числе и лифты. Если помещения в многоквартирном доме относятся к муниципальному или государственному жилищному фонду, расходы на страхование будет нести соответствующий бюджет.

Галина Гуляева, директор Центра страхования ответственности ОАО СК «РОСНО»:

– Мы занимаемся страхованием ответственности опасных объектов с 1997 года. На данный момент действуют около 10 тыс. договоров страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Безусловно, это направление для РОСНО является интересным, перспективным, и мы продолжим развивать новый вид страхования на основании приобретенного опыта. 

Андрей Копыток, начальник отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах»:

– «Ингосстрах» начал заниматься страхованием ОПО с начала вступления в силу Закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» в 1997 году и намерен развивать это направление и впредь. Компания на сегодня является действующим членом НССО и активно участвует в работе по подготовке всех подзаконных актов, необходимых для вступления в силу закона с 1 января 2012 года.

Андрей Лифантий, начальник отдела страхования ответственности департамента страхования имущества и ответственности ОСАО «Россия»:

– У нас есть значительный опыт в страховании ответственности владельцев опасных объектов. Наша компания является членом профессионального объединения страховщиков ОПО на базе НССО, что дает нам право и дальше заниматься этим направлением, но уже в рамках закона об обязательном страховании, и отказываться от него мы не планируем.

Павел Паль, директор главного управления по Самарской области ООО «РОСГОССТРАХ ПОВОЛЖЬЕ»:

– Безусловно, Росгосстрах планирует заниматься обязательным страхованием ответственности владельцев опасных объектов и уже сейчас ведет большую работу по внедрению этого вида страхования как внутри компании, так и в составе НССО. Что касается добровольного страхования, то мы ведем эту работу с 1998 года, а ОАО «Росгосстрах» является одним из учредителей НССО.

Источник: http://www.asn-news.ru/smi/5347

Страхование лифтов под угрозой?| Разумная Недвижимость

Обязано ли тсж страховать лифты
СтрахованиеНовости и статьиНазад Статья. 11.02.

2015 Версия для печати

По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), в петербургских домах насчитывается 39 тысяч лифтов и ровно треть из них уже выработали нормативный срок в 25 лет.

По программе капремонта в текущем году заменить смогут только 872 лифта. Таким образом, более 12 тысяч (!) лифтов остаются потенциально опасными для горожан.

До сих пор утешением в этом вопросе служила норма закона, согласно которой пассажиры лифта, пострадавшие из-за аварии, могут рассчитывать на выплату до 2 млн рублей.

Но теперь эта компенсация оказалась под угрозой.

Дело в том, что антикризисный план правительства предусматривает возможность введения 2-летних «каникул» в сфере обязательного страхования опасных производственных объектов (ОС ОПО), в том числе лифтов.

Почему нужно страховать лифты

Дела со страхованием лифтов и без вышеупомянутой инициативы обстоят не совсем гладко. Во-первых, у многих нет четкого понимания, что владельцем лифта в многоквартирном доме является не какая-то мифическая организация, а все собственники квартир, поскольку лифт — это общедомовое имущество.

Нетрудно посчитать, что при отсутствии страховки в случае аварии со смертельным исходом в доме из 80 квартир на долю каждого собственника придется выплата в размере 25 тысяч рублей. Для сравнения — платеж по страхованию 5 лифтов составит 5 тысяч рублей в год. Применительно к дому из нашего примера квартплата станет больше всего на 5 рублей в месяц.

Поэтому имеет смысл требовать заключения договора страхования от юридического лица, выступающего от имени жильцов — ТСЖ или управляющей компании.

Во-вторых, несмотря на то, что большинство владельцев к настоящему моменту все же застраховали принадлежащие им лифты (по информации Национального союза страховщиков ответственности, к концу 2014 года их было порядка 85%), некоторые до сих пор не спешат тратить на страхование лифтов даже упомянутые нами небольшие деньги — благодаря нестыковкам в законодательстве.

— В марте 2013 года объекты лифтового хозяйства были исключены из числа ОПО, и до 1 января 2014 года всем владельцам предлагалось вывести их из реестра ОПО, который ведет Ростехнадзор. В связи с этим многие собственники решили, что теперьстрахование лифтов — мера необязательная. Однако это не так. Лифты по-прежнему относятся к опасным объектам.

Эта норма отражена в ст. 5 ФЗ № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Таким образом, владельцы лифтов, как и раньше, обязаны заключить договор обязательного страхования, — комментирует партнер юридической фирмы «Регион» Виталий Бекетов.

ЕЛИАС пока не обнародовала данные за 2014 год, но известно, что в 2013-м в России произошло 28 несчастных случаев при эксплуатации лифтов. В них пострадали 39 человек, 12 из которых погибли. В случае введения «каникул» ОС ОПО пострадавшие и их родственники могут остаться без компенсаций.

Мнения страховщиков

Мы поинтересовались у представителей страховых компаний, чем чревато введение моратория на страхование опасных объектов.

Руководитель PR-службы СГ «АСК» Татьяна Долинина:

— Предложенные правительством «каникулы» по страхованию ответственности ОПО — шаг неразумный, прежде всего для страхователей, так как при наступлении страхового случая возмещение убытков третьим лицам ляжет на бюджет организации тяжелым грузом.

По закону о страховой деятельности неуплата страховой премии влечет за собой прекращение договора, значит выплатить возмещение страховщик не имеет права.

Следовательно, пострадавшие возмещения не получат вообще или будут судиться годами с организацией — собственником ОПО.

Страховщики, которые занимаются этим видом страхования, тоже пострадают, их сборы упадут. Но это не приведет к краху данных страховых компаний, поскольку они занимаются многими видами страхования и ОС ОПО не является для них определяющим.

Что же касается конкретно лифтов, то ответственность при их эксплуатации обязательно должна быть застрахована, несмотря на то, что из списка особо опасных объектов их вывели. Коснется ли лифтов предлагаемая правительством 2-летняя отсрочка по платежам, непонятно. В любом случае, страхование лифтов необходимо.

Первый заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин:

— Вводить «каникулы» по ОС ОПО — как в форме неоплаты страховой премии, так и в форме отказа от страхования — крайне опасная мера, ведущая к дестабилизации ситуации по обязательным видам страхования.

По сути, предлагается использовать только формирующиеся компенсационные фонды на выплату убытков по 99% всех ОПО в стране.

Это не только дезавуирует саму идею страхования, но и ударяет по предназначению компенсационных выплат, которые направлены на защиту имущественных интересов страхователя в результате банкротства страховщика.

К тому же подобная мера влечет за собой катастрофическое сокращение объемов рынка ОС ОПО: с нынешних 6,5 млрд рублей до величины около 1 млрд рублей, что в итоге приведет и к сокращению отчислений в компенсационный фонд НССО.

Минфин вместе со страховщиками проделал большую работу по внесению изменений в закон об ОС ОПО.

Нововведения призваны откорректировать практику страхования ОПО, увеличить компенсационную составляющую по выплатам пострадавшим, поднять страховые суммы по ряду наиболее важных ОПО, расширить список тех, кто является получателем сумм страхового возмещения.

И вот на этом фоне предлагается, по сути, остановить ОС ОПО. Не хочется вспоминать резонансные события, в результате которых закон об ОС ОПО был принят, потому что нагрузка по выплатам семьям погибших легла, в том числе, на плечи бюджета. Но происходящее — это возврат в прошлое.

Продолжение следует.

Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Источник: https://razned.ru/insurance/article/insurance-elevators-under-threat/

Правовое решение
Добавить комментарий