Жкх как провести аудит управляющей компании

Аудиторская проверка компаний ЖКХ по желанию жителей: реальность или миф?

Жкх как провести аудит управляющей компании

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?

Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ  «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Для жителей, как правило не будет интересен бухгалтерский баланс УК или отчет о прибылях и убытках и т.п., поскольку такие отчеты являются общими (учитывают всю деятельность УК, не отдельного дома).

Для жителей важно выявить не правильность и достоверность бухгалтерской отчетности в целом, а выявить достоверность трат в отношении конкретного дома (были ли такие траты и в размере, который указан в отчете или часть сумм была каким-то способом списана безосновательно и т.д.).

Также после вопроса о достоверности отчетности может встать вопрос о выявлении фактов хищения, поскольку не всегда недостоверность отчетности может быть связана с фактами хищения или мошенничества.

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Будет полезна статья:  Полномочия председателя ТСЖ после продажи квартиры

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке.

При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой.

Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

 Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения.

Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры.

Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Источник: https://burnyashev.ru/auditorskaya-proverka-kompanij-zhkh-po-zhelaniyu-zhitelej/

Законно ли требование собственниками помещений бухгалтерских документов у управляющей компании? — Audit-it.ru

Жкх как провести аудит управляющей компании

М. О. Денисова

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 5/2017

Собственники помещений в МКД запросили у УК оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, банковские выписки и платежные поручения за год. Баланс за 2016 год раскрыт в соответствии с установленным стандартом.

Обязана ли УК предоставить запрашиваемые документы собственникам? Почему данные о доходах и расходах по управлению МКД следует отразить в бухгалтерской отчетности? Могут ли собственники помещений в МКД и органы ГЖН проверять достоверность бухгалтерской отчетности и данных о доходах и расходах по управлению МКД?

О составе информации, подлежащей раскрытию

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УК должна обеспечить свободный доступ к информации:

  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;
  • об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • о порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Доступ к этой информации организуется в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Контроль за соблюдением данного стандарта возложен на органы ГЖН. Важно, что соблюдение требований к раскрытию информации на основании указанного стандарта является одним из лицензионных требований к УК (см. п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

В соответствии с пп. «а» п. 3 Стандарта раскрытия информации УК отражает информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая:

  • сведения о годовой бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сведения о доходах, полученных от оказания услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В соответствии с п. 8 Стандарта раскрытия информации раскрытие УК информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем (см. Приказ от 22.12.2014 № 882/пр).

Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, пре­дусмотренных п. 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме.

В форме 1.2 раскрываются следующие сведения:

  • к ней прилагается сканированная копия годовой бухгалтерской отчетности в электронной форме;
  • в нее вписываются числовые показатели (сумма доходов по управлению МКД, сумма соответствующих расходов, сумма задолженности УК перед РСО суммарно и по видам ресурсов).

Считается, что этой информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности достаточно для реализации собственниками помещений в МКД их полномочий.

Ни в самом Стандарте раскрытия информации, ни в формах, утвержденных Минстроем, нет обязанности УК предоставлять собственникам помещений бухгалтерские регистры, платежные поручения, банковские выписки. На этом можно было бы закончить, выдав письменный отказ в предоставлении документов, не преду­смотренных действующим законодательством.

О включении сведений в бухгалтерскую отчетность

Однако обратим особое внимание на то, что доходы, расходы и кредиторская задолженность организации – это объекты бухгалтерского учета (ст. 5 Закона о бухгалтерском учете[1]).

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1).

Первичными документами оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9), а в регистрах бухгалтерского учета своевременно регистрируются и накапливаются данные, содержащиеся в первичных учетных документах (п. 1 ст. 10).

И уже на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 13).

Основными показателями деятельности организации являются показатели о финансовом положении (активах и пассивах) и финансовых результатах (доходах и расходах).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Как указано в п.

 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Поскольку Стандартом раскрытия информации предусмотрено, что для осуществления полномочий собственникам помещений в МКД должны быть предоставлены сведения, в частности, перечисленные в пп. «а» п. 3 данного стандарта, эти же сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности следует привести в бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и полной (п. 6 ПБУ 4/99, п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете), а информация, содержащаяся в ней, – нейтральной (п. 7 ПБУ 4/99). Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценку пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

На основании изложенного выше считаем, что эталоном раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации является предоставление свободного доступа к ее бухгалтерской отчетности, в пояснениях к которой следует детализировать данные о доходах и расходах, связанных с оказанием услуг по управлению МКД, а также о кредиторской задолженности за приобретенные коммунальные ресурсы (иные услуги).

Следовательно, организация не обязана афишировать бухгалтерские регистры (оборотно-сальдовые ведомости) и первичные документы (банковские выписки и платежные поручения), поскольку сами по себе таковые не дают представления ни о финансовом положении компании, ни о ее доходах и расходах. И только на основе этих документов, систематизированных определенным образом, составляется бухгалтерская отчетность, а также проверяется ее достоверность.

Могут ли собственники проверять достоверность бухгалтерской отчетности?

Запрашивая у УК бухгалтерские регистры и первичные документы, собственники помещений фактически стремятся убедиться в достоверности бухгалтерской отчетности, иных раскрытых сведений. Однако таких полномочий они не имеют.

Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в рамках аудита, целью которого является выражение мнения о достоверности такой отчетности.

При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ст.

 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность за достоверность бухгалтерской отчетности несет должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Штраф за искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %, а также за отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета установлен ст. 15.11 КоАП РФ.

Полномочиями по составлению протоколов наделены налоговые органы. Одновременно в Письме Минфина РФ от 20.02.

2017 № 03-02-08/9641 отмечено, что Законом о бухгалтерском учете не предусмотрено осуществление налоговыми органами и иными государственными органами функций по контролю (надзору) за соблюдением экономическими субъектами единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных федеральным законом.

Ответственность за раскрытие недостоверной информации

Вместе с тем заинтересованные пользователи (собственники квартир дома) могут усомниться в достоверности раскрытых организацией данных. В этом случае с их стороны возможны обращения в органы ГЖН с просьбой провести проверку соблюдения компанией требований о раскрытии информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

О том, что поступление в орган ГЖН в установленном порядке от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации, является основанием для проведения проверки, сообщалось в Письме Минстроя РФ от 24.02.2015 № 4745-АЧ/04.

В рамках такой проверки должностные лица органов ГЖН вправе запрашивать необходимые документы, поэтому УК должна быть готова дать соответствующие пояснения проверяющим и подтвердить их документами, в частности, бухгалтерскими регистрами и «первичкой».

В случае обнаружения факта недостоверности раскрытой информации (в том числе в части доходов и расходов, связанных с управлением МКД) организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (максимальный штраф для юридических лиц – 300 000 руб.) на основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

При этом полномочий непосредственно по проверке достоверности бухгалтерской отчетности УК органы ГЖН не имеют.

* * *

Обязанность УК предоставить собственникам помещений первичные учетные документы и бухгалтерские регистры не предусмотрена действующим законодательством.

Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, которая должна быть предоставлена собственникам помещений в МКД, содержится в бухгалтерской отчетности, а также в нескольких показателях (доходы и расходы по управлению всеми домами, «кредиторка» перед РСО).

Поскольку собственники помещений являются пользователями бухгалтерской отчетности, названные показатели следует включить в ее состав. Проверять достоверность непосредственно отчетности ни собственники помещений в МКД, ни органы ГЖН не уполномочены.

Однако последние вправе проверить достоверность информации, подлежащей обязательному отражению (соответствие раскрытой копии бухгалтерской отчетности документу, утвержденному в установленном порядке, а также соответствие действительности данных о доходах, расходах по управлению МКД, кредиторской задолженности УК перед РСО). 

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a831688/908154.html

Аудиторская проверка Управляющих Компаний (УК)

Жкх как провести аудит управляющей компании

Аудиторская проверка Управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более открытой и оптимизировать ведение бухгалтерской финансовой документации.

Владельцы жилья часто не доверяют Управляющим компаниям (далее УК), сомневаются в правильности начисления квартплаты, целевом и обоснованном расходовании средств и во многих других вопросах связанных с жилищно коммунальными услугами (ЖКХ).

Своими силами провести проверку деятельности УК очень сложно, так как для качественной проверки необходимы профессиональные знания и большое количество времени. Поэтому лучше всего осуществить проверку УК с привлечением аудиторов из аудиторской организации.

Проведение аудита Управляющих компаний на сегодняшний день выгодно всем сторонам, а именно собственникам квартир, бухгалтерии, правлению и председателю УК. Собственникам жилья аудит поможет разобраться во многих вопросах, например, после проверки владельцы квартир могут  добиться снижения тарифов на коммунальные услуги ЖКХ до двух раз.

Для нашей аудиторской компании «Аудит Эксперт» аудиторская проверка – это не только поиск ошибок и каких-либо нарушений или доказательство их отсутствия, но и предложение клиенту наилучших путей выхода из ситуации.

Поэтому, осуществляя проверку УК не только подтверждаются прозрачность и отсутствие нарушений перед собственниками, но и  Управляющие компании получают рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета, а так же помощь по оптимизации налогов и по другим не менее важным вопросам.

Если вам нужно провести аудиторскую проверку своего УК, важно при выборе аудиторской компании убедиться, что у нее уже есть немалый опыт в этой сфере, тогда подход будет не формальным и удастся выявить все, даже умышленно скрытые махинации.

Аудит УК является очень специфической областью и имеет ряд особенностей в сравнении с обычной аудиторской проверкой.

Наша компания «Аудит Эксперт» имеет для проведения аудита необходимый опыт работы с такими компаниями и квалифицированных сотрудников с уникальными знаниями в данной отрасли.

Мы определили основные преимущества при  проведении проверки для УК:

компания имеет возможность показать владельцам жилья свою прозрачность и отсутствие злоупотреблений в их деятельности;

  1. УК получают оценку качества ведения налогового и бухгалтерского учета;
  2. с помощью аудиторской проверки УК можно узнать, грозят ли вам штрафы и доначисления в случае налоговой проверки;
  3. наши аудиторы помогут оптимизировать налоговые затраты;
  4. в ходе осуществлении проверки УК есть вероятность выяснить, нет ли в деятельности ошибок, которые могут привести к изъятию доходов товарищества в государственный бюджет и многие другие ошибки, которые возникают в ходе аудиторской проверки УК.

Так же мы определили плюсы осуществления аудиторской проверки для собственников жилья:

  1. аудит УК поможет выяснить реальное финансовое положение деятельности этих компаний;
  2. наши аудиторы помогут узнать о наличии либо отсутствии финансовых злоупотреблений, которые могут возникнуть в УК;
  3. проверка способствует проверить достоверность отчета УК;
  4. аудит УК поможет уточнить, грамотность организации бухгалтерского и налогового учета УК;
  5. мы поможем проверить правильность и грамотность начислений и коммунальных платежей (ЖКХ);
  6. наши аудиторы проверят, соответствуют ли доходы и расходы утвержденной смете расходов;
  7. аудит УК выявит случаи намеренного завышения расходов;
  8. поможем получить мнение об эффективности управления денежными средствами

Аудиторская  проверка осуществляется в Управляющей компании нашими аудиторами по следующим критериям:

соответствие финансовой документации реальным осуществленным затратам организации;

  • точность оформления документов, надежность и полнота представленной в них информации;
  • производительность хозяйственной деятельности (достоверное использование целевых средств в компании и т. д).

 В ходе проверки, аудитор осуществляет детальный анализ деятельности Управляющей компании, и дает рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки УК наши аудиторы большое внимание обращают на следующие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Анализ, который проводится аудитором с помощью данных документов, позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья и благоустройства придомовой территории, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Аудиторскую проверку УК можно проводить как по инициативе общего собрания жильцов, так и по инициативе самого УК — правления или председателя. Однако, следует помнить, что не все собственники квартир могут ознакомиться с результатами проведенного аудита, это определено законом.

Стоимость услуг аудита  зависит от многих факторов, например, от выбранных вами сфер деятельности, подлежащих проверке, количества финансовых операций, которые сформировались за отчетный период и других факторов. Договор на проведение проверки заключается между Управляющей компанией и аудиторской компанией.      

Источник: http://auditexpert.net/auditorskaya-proverka-upravlyayushhih-kompaniy-uk/

Правовое решение
Добавить комментарий