Жкх как социальная проблема

Как решить основную проблему рынка ЖКХ

Жкх как социальная проблема

За последние годы в России удалось создать рынок услуг ЖКХ, однако, по словам экспертов, в дальнейшем необходимо добиться его демонополизации и решить проблему задолженности со стороны населения. Иными словами, основная проблема рынка ЖКХ не только рыночная, но и социальная.

По словам доцента кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилла Парфенова, все проблемы ЖКХ можно условно разделить на три большие группы: содержание, эксплуатация и ремонт магистральных сетей; текущее содержание и эксплуатация жилого фонда; капитальный ремонт. Первая из этих проблем в общей системе коммунального хозяйства наиболее значима: серьезная авария на магистральном водоводе может поставить на грань выживания крупный городской район. “В Москве и Санкт-Петербурге дела обстоят относительно благополучно, в большинстве других городов – заметно хуже. Причина проста: затраты на содержание и ремонт возложены на муниципальные бюджеты, которые практически всегда дефицитны, а значительная часть этой инфраструктуры родом еще из советских лет”, – говорит Парфенов. Ресурс практически исчерпан, и многочисленные аварии – это только предвестник более серьезных коммунальных аварий.

В России изменят штрафы за ложные сведения на едином портале ЖКХ

Такой же точки зрения придерживается и генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний “РАЭСКО” Ирина Булгакова, которая считает общей проблемой жилищно-коммунального хозяйства износ инфраструктуры как многоквартирных домов, так и систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Более того, управление коммунальными предприятиями и многоквартирными домами во многих случаях ведется неэффективно.

“Одна из основных проблем, стоящих сейчас перед ЖКХ, – большой износ жилого фонда и коммуникаций. Однако на ремонт требуется гигантская сумма, государство ее выделить не может, и, тем более, не могут собрать сами жильцы”, – подтверждает директор департамента вторичного рынка “ИНКОМ-Недвижимость” Михаил Куликов.

Один миллиард рублей долгов – это серьезный риск для всей системы ЖКХ

Более того, из-за низкой квалификации большинства управляющих компаний неэффективно работают системы обслуживания жилых домов, а подчас даже появляется информация о воровстве работников подобных организаций. Работа обслуживающих организаций по-прежнему вызывает множество нареканий.

“Сравнительно неплохо поддерживается жилищный фонд в Москве, чуть хуже – в Санкт-Петербурге, в других городах, как правило, ситуация совсем плачевная. В самом выигрышном положении оказываются жильцы тех домов, которые построены в последние 10-15 лет”, – говорит Кирилл Парфенов.

По мнению Татьяны Саксонцевой, внедрение энергоэффективных технологий могло бы сократить расходы на обслуживание многоквартирных домов. “Плохое состояние труб во многих домах приводит к большим потерям воды, а это тоже оплачивают жильцы.

Отсутствует системная профилактика на уровне коммуникаций, чинить начинают, только когда ситуация становится неотложной”, – отмечает она.

Ход реформы

В РФ изменилось регулирование концессионных соглашений в области ЖКХ

В корне изменилась ситуация после создания Фонда содействия реформированию ЖКХ. Его основная задача – переселение жильцов из аварийного жилья. А с 2013 года фонд стал направлять средства на ремонт коммунальной инфраструктуры.

За 2016 год по новому механизму софинансирования были одобрены проекты на 11,85 миллиарда рублей, из которых средства госкорпорации составили 5,89 миллиарда рублей. По данным фонда, реализация одобренных проектов уже к концу 2017 года позволит улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг в 3403 населенных пунктах страны, в которых проживают 4,5 миллиона человек.

До конца 2017 года планируется построить и модернизировать более 70 объектов инфраструктуры.

“Площадь аварийного жилья в России, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, составляет 10,5 миллиона квадратных метров. Только за последние четыре года аварийными были признаны 5 миллионов квадратных метров, – говорит коммерческий директор ГК “Инград” Евгений Сандлер.

В рейтинге регионов по наличию ветхого и аварийного жилья в общей площади всего жилого фонда страны доля Москвы составляет всего 0,3 процента, что соответствует 712,5 тысячи квадратных метров, – это лучший показатель среди субъектов РФ.

Во многом это обусловлено реализацией проектов комплексного освоения территорий, в рамках которых застройщики совместно с городскими властями создают новую комфортную городскую среду. По данным фонда, с момента основания фонда и до конца 2016 года новые квартиры получили 759,2 тысячи человек.

В некоторых регионах, в частности, Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Республике Ингушетия, Калининградской области, Ненецком автономном округе программа расселения выполнена полностью.

Однако так обстоят дела не во всех регионах: с начала прошлого года требования о возврате финансовой поддержки фонда были предъявлены 12 регионам из-за предоставления недостоверной информации в годовой отчетности за 2014-2015 годы.

Однако ключевой нерешенной проблемой остается неготовность жителей вкладывать средства в ремонт и содержание своих домов. “Одной из важнейших задач реформы ЖКХ была передача прав и ответственности за состояние многоквартирных домов собственникам жилья”, – говорит Кирилл Парфенов.

По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в июне 2016 года, в выборе управляющей компании участвовали 9 процентов жителей страны. Судя по этим цифрам, реформа ЖКХ провалилась: большинство собственников жилья не хотят принимать в судьбе своих домов никакого участия, считает Парфенов.

По его словам, проблема ЖКХ на сегодняшний день не только финансовая и организационная, но в первую очередь социальная.

“Расходы на жилищно-коммунальные услуги в структуре доходов граждан в 2016 года составили 11,5 процента и несколько выросли по отношению к предыдущим годам в связи с падением доходов населения”, – говорит Ирина Булгакова.

Этот показатель сопоставим с уровнем расходов в других странах, при этом до 30 процентов расходов составляет централизованное отопление, отсутствующее во многих других странах. В то же время расходы на содержание многоквартирных домов и капитальный ремонт составляют менее 20 процентов расходов, что по сравнению с другими странами немного.

Планы на будущее

Минстрой представил новые платежки за услуги ЖКХ

За последние годы удалось сдвинуть реформу ЖКХ с мертвой точки, с этим согласны все участники рынка. “Успехи последних лет – это внедрение системы капитального ремонта. Хотя оценку исполнения программ еще предстоит сделать.

Проанализировать собираемость средств в региональные фонды за два года работы закона капремонта можно, а вот оценивать эффективность их работы, насколько улучшилось качество всего жилищного фонда, пока рано”, – говорит Ирина Булгакова.

Законодательство, позволяющее разрабатывать и внедрять долгосрочные инвестиционные программы в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и твердых коммунальных отходов (ТКО), принято. “Но для его эффективной работы есть препятствие – отсутствие у инвестора длинных и дешевых денег и сдерживание тарифов на коммунальные ресурсы”, – добавляет Булгакова.

Более того, по ее словам, никак не удается снизить задолженность в системе ЖКХ. Один миллиард рублей долгов – это серьезный риск для всей системы.

“За последние годы сфера ЖКХ претерпела позитивные изменения: была продлена программа переселения из аварийного жилья за счет государства, введена процедура лицензирования управляющих компаний, начала работу государственная информационная система”, – говорит управляющий партнер “Метриум Групп” Мария Литинецкая. Однако, нерешенной осталась проблема ветхости жилого фонда и коммунальных сетей.

В частности, жилой фонд изношен на 60 процентов, тепловые сети – на 63 процента, водопроводные – на 65 процентов, электрические – на 57 процентов. По разным оценкам, модернизация коммунальной сферы потребует от 1,5 до 9 триллионов рублей, хотя ежегодно сфера ЖКХ приносит 4,3 триллиона рублей (5,8 процента от ВВП России). “Раньше ЖКХ было “черной дырой” для бюджетных денег.

Теперь же в неизвестном направлении уходят деньги потребителей, которые остались фактически один на один с естественными монополиями и управляющими компаниями”, – говорит Мария Литинецкая. По ее словам, формирование конкурентного рынка в сфере жилищно-коммунальных услуг идет медленно: как правило, УК образуются из бывших муниципальных унитарных предприятий с соответствующим уровнем качества обслуживания, а конкурентные управляющие компании предпочитают работать в районах с высокой платежеспособностью жильцов и новым жилым фондом. Изменить ситуацию мог бы приход на рынок новых игроков.

Как изменятся квитанции за “коммуналку” с февраля

“Демонополизация рынка услуг в этой сфере осталась благой целью, которую так и не удалось реализовать на практике”, – говорит Кирилл Парфенов. Причины кроются не только в недобросовестности тех или иных компаний, а в общих правилах игры.

“Договор с управляющей компанией заключается по решению общего собрания собственников дома, срок – от одного года до пяти лет, – отмечает Парфенов. – Однако в любой момент общее собрание может изменить форму управления домом и отказаться от услуг управляющей компании вовсе”.

Там, где жильцы общие собрания не провели, выбор УК осуществляет местная администрация, и в этом случае срок договора не может превышать уже трех лет. “Поэтому управляющие компании изначально оказываются в положении временщиков.

А при нынешнем уровне износа труб и крыш нормальная эксплуатация жилого дома требует серьезных вложений со стороны управляющих компаний”, – продолжает Парфенов.

Это “длинные инвестиции”, которые окупаются не три года и даже не пять, а десять-пятнадцать лет.

Жилой фонд изношен на 60 процентов, тепловые сети – на 63 процента

“Несмотря на высокую социальную значимость, ЖКХ является сферой рыночных отношений. На рынках, относящихся к естественным монополиям, наиболее эффективной формой управления является государственно-частное партнерство. В других рыночных секторах участие государства должно быть минимизировано”, – добавляет Ирина Булгакова.

По ее мнению, развитие ЖКХ должно происходить на основе комплексных проектов, предусматривающих применение наиболее эффективных технологий и обеспечивающих максимальный экономический эффект.

Инфографика: Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Ольга Бухарова

Источник: https://rg.ru/2017/02/26/kak-reshit-osnovnuiu-problemu-rynka-zhkh.html

Современные проблемы ЖКХ

Жкх как социальная проблема

Совершенствование системы управления компаниями жилищно-коммунального хозяйства — одно из ключевых направлений реформирования современной России. Подобные преобразования вызваны необходимостью стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Все еще высокий уровень монополизации в жилищном секторе, неопределенность ценовой политики на услуги, неэффективное управление, отсутствие прозрачности в принятии решений со стороны муниципальных органов власти в целях обеспечения надлежащего функционирования ЖКХ создало благодатную почву для многочисленных злоупотреблений, преступлений и нарушения прав граждан в данной области.

Специфика жилищного сектора

Жилищно-коммунальная сфера — одна из наиболее сложных и важных частей городской экономики, которая связана с оказанием услуг в области технического и санитарного содержания зданий, проведения необходимых ремонтных и профилактических работ, предоставления необходимых ресурсов (вода, газ, электрическая и тепловая энергия).

Даже небольшой сбой в их работе сразу становится социальной проблемой. Любая авария с участием подачи горячей или холодной воды ставит под угрозу жизнь и здоровье многих людей. Тем не менее, представители власти не всегда готовы признать, что сектор ЖКХ — это основа для развития инфраструктуры, экономического и социального развития.

Одна из причин сложившихся проблем заключается в том, что огромное количество потребителей ЖКУ имеют ограниченный доступ к полной информации об условиях и порядке предоставляемых услуг, о том, кто несет ответственность и существует ответственность за качество их предоставления.

ЖКХ: раньше и сейчас

С советских времен жилищно-коммунальные услуги финансируются государством по остаточному принципу. С переходом к рыночной экономике данным проблемам не уделяется особое внимание.

Должностные лица, участвующие в переделе собственности, сосредоточены на общих природных ресурсах и промышленности.

В результате жилищный фонд пришел в негодность, и сегодня мы имеем безусловное ухудшение состояния инфраструктуры — требуют ремонта или замены городские сети электроэнергии, тепла, водоснабжения и канализации, городских дорог и тротуаров, сотни километров трубопроводов, дорожного покрытия и большое количество объектов для бытовых целей. Для этого требуются миллиарды рублей. В региональных бюджетах нет достаточного количества средств. В то же время возлагать вину исключительно на поставщиков коммунальных услуг некорректно.

Жилищный кодекс России в соответствии с законодательством и соображениями экономии все проблемы по содержанию жилья, ремонту многоквартирных домов перекладывает на владельцев квартир и встроенных помещений.

При этом дома старого фонда не ремонтировались десятилетиями. Так, на выполнение капитального ремонта типичного пятиэтажного здания требуются миллионы. Очевидно, что таких средств у собственников жилья нет.

Жилищный кодекс России в рамках реформы дал гражданам возможность принять решение о форме управления многоквартирными домами — управляющая компания или товарищество собственников жилья. Граждане, выбирая способ управления, должны иметь возможность реализовать его, приняв соответствующее решение и подписав контракт на управление с выбранной компанией.

Злоупотребления в системе ЖКХ: реформа как источник коррупции

Как утверждают некоторые СМИ, реформа ЖКХ стала дополнительным источником доходов для местных чиновников. Например, многочисленные проверки показали, что многоквартирные дома зачастую обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводились, и открепительные удостоверения ания подписаны третьей стороной.

В результате отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных представителей власти, бездействия компетентных правоохранительных органов деятельности создание и функционирование управляющих компаний было оставлено на волю случая.

Основным результатом стало отсутствие контроля качества коммунальных услуг, а также низкая эффективность использования материальных ресурсов и полученных средств.

Например, заключенные договоры с подрядчиками об оказании услуг не всегда свидетельствуют о качественных работах. Они часто не выполняются, и готовятся фиктивные акты о выполненных работах. Список ремонтных работ, стоимость и сроки, как правило, не утверждены общим собранием собственников.

Аналогичные нарушения происходят в деятельности ТСЖ. Следует отметить отсутствие четких продуманных эффективных механизмов для решения соответствующих вопросов.

Например, долг неплательщиков за коммунальные услуги передается законопослушным жителям. Такое обвинение оправдано продолжительностью судебного разбирательства для сбора платежей от должников.

Но наказание терпят те, кто, напротив, исполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме.

Для власти ТСЖ удобно тем, что полностью снимает ответственность с чиновников. Но это не значит, что их деятельность не нужно контролировать.

Что касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ, граждане, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, описанных в Жилищном кодексе РФ, имеют право потребовать пересчета и не платить за услуги, оказанные не на должном уровне или не оказанные вообще. К сожалению, многие не знают своих прав или не реализуют их, считая противостояние неуместным.

Тенденция снижения качества государственных услуг продолжается, по-прежнему нет никакого контроля над политикой тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не производится конкурсный отбор для подрядчиков, здания стареют и выходят из строя коммуникации. Очевидно, что данная область требует вмешательства властей и решения актуальных проблем.

Источник: https://mbschool.ru/articles/housing-communal-services/problem_zhkh

Документы и материалы

Жкх как социальная проблема
Подробности Категория: Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

Решение задачи создания эффективной системы  финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания.

В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований.

В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

  • высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
  • непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
  • слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;
  • насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере.

Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан.

Безусловно имеется положительный эффект от деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах.

При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным требованиям.

В целях выхода из сложившейся ситуацииРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

  • обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
  • совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
  • развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
  • перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
  • развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Однако сама федеральная целевая программа до сих пор не принята. Вместе с тем требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства.

Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание.

Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности.

Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы.

Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий.

Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.

Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан.

В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данной обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг.

Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.

В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным  инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций.

Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней.

На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.

В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

Презентация по законопроектам №59728-6 и №37117-6

Источник: http://www.vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materialy/80-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya/3232-osnovnye-problemy-v-sfere-zhilishchno-kommunalnogo-khozyajstva-v-tom-chisle-v-sfere-razvitiya-gosudarstvenno-munitsipalnogo-chastnogo-partnerstva-i-puti-ikh-resheniya

Какие проблемы в сфере ЖКХ намерены решить с помощью цифровизации в Казахстане

Жкх как социальная проблема
Для того, чтобы получить положительную динамику в отрасли и сдвинуть с места решение большинства проблем, необходимо внедрять инструменты цифровой экономики и новые технологии, подчеркнул глава “КазЦентр ЖКХ”

Председатель правления АО “КазЦентр ЖКХ” Нурсултан Джиенбаев рассказал, какие проблемы существуют в сфере жилищно-коммунального хозяйства и как цифровизация поможет их решить, передаёт корреспондент BNews.kz.

Как пояснил Нурсултан Джиенбаев, проблемы в инфраструктурно-жилищном комплексе можно поделить на две категории – жилищные и коммунальные.

“В целом в жилищной сфере мы можем говорить о недостаточно эффективном и профессиональном управлении домами, непрозрачности деятельности органов управления и многообразии их форм (КСК, УК, ПК, ЖСК и др.

), низком уровне регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, отсутствии механизма накопления денежных средств на капитальный ремонт, низком классе энергоэффективности домов”, – отметил руководитель “КазЦентра ЖКХ”.

Что касается коммунальной сферы, то здесь существует такая проблема, как высокий уровень износа сетей и сооружений, что приводит к значительным потерям ресурсов.

“На текущий момент 60% сетей тепло- и водоснабжения требуют модернизации.

Есть также проблема отсутствия прозрачности и эффективного менеджмента в коммунальных предприятиях, что вызывает нарекания и недоверие граждан и способствует росту социальной напряженности.

Нельзя не сказать о нерентабельности коммунальных компаний, что мешает привлекать инвестиции на ремонт инженерных сетей и объектов, не отработан и механизм работы по ГЧП”, – пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Стоит отметить, что Президент страны уже не раз обращал внимание на нерешённые вопросы в жилищно-коммунальной сфере, вызывающие недовольство граждан.

Особо он отметил отсутствие прозрачности в тарифообразовании и во взаимоотношениях между обслуживающими компаниями и собственниками жилья.

По словам главы государства, требуется обеспечить конт­роль за расходованием средств собственников и выстроить понятную и эффективную систему управления общедомовым хозяйством.

Для решения проблемных вопросов в жилищной сфере министерством по инвестициям и развитию подготовлены изменения в действующий Закон “О жилищных отношениях” и в другие нормативно-правовые акты, которые в настоящее время рассматриваются в Мажилисе Парламента.

Изменения коснулись порядка регистрации многоквартирных жилых домов как объектов кондоминиума, формы управления объектом кондоминиума, механизма накопления средств на капитальный ремонт дома, размера эксплуатационных расходов, полномочий органов жилищных инспекций, и других вопросов.

По мнению главы “КазЦентра ЖКХ”, для того чтобы получить положительную динамику в отрасли и сдвинуть с места решение большинства проблем, необходимо внедрять инструменты цифровой экономики и новые технологии.

Как отметил Нурсултан Джиенбаев, на сегодняшний день практически ни один из инструментов цифровой экономики, таких как блокчейн, смарт-контракты, аналитика больших данных, Интернет вещей, искусственный интеллект, в отрасли ЖКХ не применяется.

Кроме того, наблюдается разный уровень информатизации одних и тех же групп участников в сфере ЖКХ, разрозненность существующих информационных решений, отсутствие системности сбора информации и соответственно отсутствие точной аналитики всех данных отрасли ЖКХ на республиканском уровне.

“С целью упорядочивания всех процессов в проекте Закона “О жилищных отношениях” предусматривается создание Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ). Система обеспечит сбор, обработку и анализ информации обо всех субъектах ЖКХ и позволит сформировать единое информационное пространство в отрасли”, – пояснил Нурсултан Джиенбаев.

Он также отметил, что цифровизация невозможна без приборизации, которая предполагает установку “умных” приборов учета, позволяющих автоматически собирать и передавать показания.

Для жителей такие приборы хороши тем, что минимизируют риск возникновения ошибок в процессе начисления счетов, а также позволяют платить за фактически потребленные ресурсы и тем самым экономить семейный бюджет.

Например, приборы учета тепла дают возможность снизить расходы по потребляемому теплу до 36%.

Кроме того, благодаря применению технологии IoT (“Интернет вещей”), в единую информационную систему будут поступать данные с “умных” счётчиков, формируя основу больших данных (Big Data), и в разрезе всей страны и отдельных регионов будет выводиться баланс производства и потребления энергоресурсов. Это позволит эффективно планировать и распределять ресурсы и заложит основу перехода к “зелёной” экономике.

Также для оперативного реагирования на динамику изменения жилищного фонда в системе предусматривается оцифровка технических паспортов всех многоквартирных жилых домов. Это даст возможность увидеть реальную картину жилищного фонда, вовремя планировать ремонтные работы и разрабатывать гибкие финансовые программы.

Как рассказал глава КазЦентра ЖКХ, в целях обеспечения прозрачной деятельности управления многоквартирными жилыми домами (МЖД) предусматривается переход деятельности органов управления МЖД в цифровой формат.

У жителей и управляющих компаний будет возможность выбрать доступные на рынке сервисы по автоматизации управления домом, соответствующие минимальным требованиям и подключенные к ЕИС ЖФ и ЖКХ. В систему будет поступать сводная информация по исполнению обязательств по содержанию МЖД, отчетность, статусы исполнения заявок и качество обработки жалоб и обращений.

На основе разностороннего анализа будет проводится “аудит” органов управления МЖД с присвоением рейтинга компании, на основе которого будет повышаться конкуренция и стимулирование развития рынка услуг в ЖКХ.

Государство, как основной заказчик и пользователь системы, получит возможность постоянно анализировать изменения в отрасли и использовать информацию для эффективного управления, что напрямую повлияет на уровень и качество жизни населения.

По информации руководителя “КазЦентра ЖКХ”, в этом году система реализуется в пилотном режиме. В мае текущего года были подписаны дорожные карты по каждому региону, определены 190 МЖД, 51 субъект естественных монополий и 28 КСК для подключения.

Подключение регионов распланировано по мере 100% приборизации пилотных МЖД, на первой стадии определены пилотные дома в Алматы, Кызылординской, Алматинской, Мангистауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.

“Если подходить к реализации этой задачи комплексно и действовать планомерно, то постепенно можно выстроить понятную и прозрачную систему, которая обеспечит прозрачность бизнес-процессов и экономию ресурсов как для населения, так и для государства. В дальнейшем это приведет к повышенному интересу со стороны потенциальных инвесторов.

В ходе реализации пилотных проектов в каждом регионе страны мы получим отзывы от населения и конкретные цифры по экономии, после чего сможем более активно внедрять систему в масштабах страны.

В этом году мы подготовили площадку для реализации проекта по цифровизации отрасли, теперь самое важное для нас – внедрение”, – заключил Нурсултан Джиенбаев.

Источник: https://baigenews.kz/special/digital_kazakhstan/tsifrovizatsiya_zhkh_povliyaet_na_uroven_i_kachestvo_zhizni_naseleniya__kaztsentr_zhkh/

Правовое решение
Добавить комментарий